Леонид Гайдай любил работать в настоящих городах и конструировал из них собственные вселенные, — в этих вселенных читались элементы советского быта и частичка фантазии самого Гайдая.
Давайте пройдёмся по нескольким популярным фильмам.
Иван Васильевич меняет профессию
Когда мы смотрим фильм — то на самом деле видим результат работы большого количества людей, в том числе и монтажёров. Зачастую им приходится подклеивать друг к другу кадры, которые были сняты в разное время и в разных местах.
Есть здесь работа и для костюмеров — нужно убедиться, что костюмы героев во всех кадрах, идущих друг за другом, будут совпадать. Ведь начинаться сцена может в одном городе, а продолжаться уже в другом, за сотни километров.
Работа над фильмом началась в Ростове в августе. Этот город — районный центр Ярославской области, его ещё раньше называли Ростов Великий. Город был выбран потому, что в нём есть кремль.
После этого режиссёр вернулся в Москву, тут сняли в том числе и сцену, когда царь выходит на балкон и говорит: «Лепота».
Кстати, стоит Иван Васильевич на балконе дома по адресу Новокузнецкая 13, а любуется панорамой, которая открывается с одной из высоток на Новом Арбате. Тогда эта улица называлась Калининский проспект.
После того как Гайдай отснял Москву, пришло время павильонов. Декораторы построили квартиру Шурика, квартиру Шпака, лифт — всё это было выстроено на студии.
В результате — к апрелю фильм был готов. Снятый в разных городах и павильонах, он был собран в одну из самых успешных комедий советского времени.
Этот фильм — один из самых павильонных фильмов Гайдая — но декорации тут перемешаны с натурными съёмками настолько мастерски, что нет ощущения того, что большую часть фильма герои проводят в замкнутом пространстве.
За спичками
Для того чтобы снять этот фильм — пришлось ехать в Финляндию. Съёмки прошли в городе Порвоо — там сохранились старинные мостовые и деревянные дома.
А вот эта конструкция — солнечные часы. Они до сих пор стоят на том же самом месте. Порвоо с тех пор практически не изменился.
В фильме «За спичками» много натурных съёмок — финский город тут показан с разных сторон, так же как и природа. Павильонных съёмок совсем мало, к тому же часть фильма была снята в декорациях, построенных прямо на берегу реки.
Кавказская пленница
Несмотря на название, фильм на Кавказе практически не снимали. Разве что сцену падения Шурика в горную реку в спальном мешке. Падает он Мзымту — река находится в Краснодарском крае.
Тем интереснее, что, судя по всему, планы поснимать на Кавказе всё же были — Гайдай туда ездил, но почему-то в итоге выбрал Крым.
Сначала были отсняты сцены в павильонах: сцена с уколами, Шурик в ресторане, прыжок Нины в окно и другие.
После этого съёмочная группа выдвинулась в Крым. Пришлось поездить: Алушта, Симферополь, село Лучистое, посёлок Куйбышево. Красивая панорама в начале фильма — это как раз дорога между селом Высокое и Куйбышевым.
На съёмках этого фильма Гайдай разругался с Моргуновым и некоторые сцены пришлось снимать уже с дублёром вместе Бывалого. Например, холодильник тащит на себе уже дублёр — обратите внимание, лица актёра в этой сцене не видно.
Так в чём же особенность фильмов Гайдая?
Он — тот режиссёр, который для всех своих фильмов тщательно выбирал декорации для натурных съёмок. Если нужно — ездил и подолгу искал подходящие места. В отличие от других режиссёров, Гайдай не злоупотреблял павильонными съёмками — в его фильмах настоящая природа и архитектура, пускай даже действие фильмов происходит в вымышленных городах.