Найти тему
script bro | сценаристы

10 наиболее распространенных причин, по которым сценарии получают отказ

Оглавление

Всякий раз, когда сценарий попадает в кинокомпанию или продюсеру, он передается редактору для анализа. Редактор даст сценарию оценку: "рекомендовать к производству", "рассмотреть" или "отклонить".

И если он не получит рекомендации, вероятно, никто больше в этой компании не возьмётся перечитывать текст. Итак, сколько сценариев получают рекомендацию?

Около 2% в хороший год. Это означает, что примерно 98% процентов специальных сценариев (которые написаны автором без заказа) мертвы по прибытии. Многие из этих сценариев допускают одинаковые ошибки.

Вот мой взгляд на десять наиболее распространенных ошибок, о которых сообщают редакторы каналов и кинокомпаний:

1. Сцены лишены значимого конфликта

Я обнаружил, что примерно лишь пять процентов сценаристов, пишут органичный конфликт профессионального уровня, под которым я подразумеваю тот тип конфликта, который захватывает читателя и заставляет его продолжать читать.

Остальные девяносто пять процентов, обычно отклоняются после одной-двух сцен. Но сценаристам об этом никто не говорит. Они знают, что терпят неудачу, но часто не знают почему.

Хорошая новость заключается в том, что создавать конфликт на профессиональном уровне - это обучаемый навык, основанный на техниках, которые можно практиковать и осваивать.

Если вы чувствуете, что вашим сценариям не достаёт глубокого и органичного конфликта, я не могу не подчеркнуть, насколько важно, чтобы вы вложили время и деньги в обучение этим навыкам.

-2

Делайте всё возможное, чтобы научиться писать на профессиональном уровне убедительные конфликты. Потому что без этого у вас нет шансов выдать хороший сценарий. Без этого вы просто тратите своё время.

Совет: смотрите и анализируйте фильмы и сериалы. Разбирайте как устроены сцены и почему они работают. Прослеживайте как персонажи меняются во время сцен - с каким настроение входят и выходят.

Хороший пример сериала с органичным конфликтом - "Что знает Оливия", сериал "Миллиарды", "Наследники". Посмотрите как конфликты на разных уровнях контекста и подтекста развлекают зрителей и заставляют смотреть и думать что будет дальше.

2. Сценарий написан по шаблону

Слишком многие сценаристы становятся жертвами хорошо продаваемых книг. В книгах дают формулы, которым авторы "должны следовать", универсальным парадигмам, структурным битам, построению истории, жанровым руководствам и тому подобному. В эту ловушку легко попасть, особенно учитывая, сколько шаблонных фильмов вышло из системы киностудий.

Учитывая невероятно конкурентную среду для попадания в кино и телевидение, написание сценария "по шаблону" - это верный способ быть проигнорированным. Если читатель на 10 странице знает, чем закончиться ваш сценарий - это тревожный знак.

Адам Левин, партнер агентства Verve, сказал об этом так: “Бросьте себе вызов и сделайте что-то другое. Представьте как из тонны сценариев, из всего этого беспорядка, появляется сценарий, который хорошо написан, с замечательными персонажами и предлагает что-то новое, что мы ещё не видели. Ради этого мы читаем сотни сценариев, чтобы найти такой бриллиант. И поэтому то, что сделано по шаблону и то, что мы видели миллион раз, не будет выделяться, и не сделает вашу карьеру.”

3. Главный герой - обычен (и другие персонажи тоже стереотипны)

Сценарий "по шаблону" становится только хуже, если он заполнен персонажами, которых мы видели раньше. Конечно, нужна определенная степень узнавания аудиторией, но нужна и уникальность. Дайте им необычную черту характера - недостаток, интерес или мировоззрение. Думайте об этом, как о добавлении специй и зелени к вашему картофельному пюре. Это будет иметь огромное значение, и читатели будут благодарны вам за это.

4. Злодеи карикатурны, зло ради зла

Даже Доктор Зло не был таким карикатурным. Как и любой персонаж, антагонист должен быть достоверным. Злодеи часто считают себя героями, и что их действия неправомерно пресекаются. Злодеям нужно придерживаться жесткого мировоззрения и верить, что их действия направлены на большее благо. Этим благом может быть стремление к власти и успеху или к благу человечества.

Танос из Марвел, искренне верил, что несёт рациональное решение проблем вселенной. Это один из лучших злодеев в истории кино.

5. Логика персонажа непонятна

Как только читатели установят связь с вашими персонажами, действия персонажей должны соответствовать их целям и убеждениям. Нам нужно понять мотивацию, которая стоит за этими действиями. Иногда мотивация персонажа не ясна или не правдоподобна. Должно быть внутреннее логическое и эмоциональное мышление, которое движет вашими персонажами. Убедитесь, что на протяжении всего сценария, ваши герои ведут себя соответственно их внутренних взглядов на мир.

6. Женские персонажи шаблонны (у авторов-мужчин), мужские персонажи шаблонны (у авторов-женщин)

Некоторые сценаристы делают эти ошибки, потому что заставляют своих персонажей делать или говорить что-то, чтобы придерживаться предопределенных сюжетных точек. Но для других писателей, особенно более жанровых, причины глубже - они связаны с тем, как они пишут.

Жанровые сценаристы, как правило, работают со стороны, часто начиная с большой идеи, мира или конкретной истории. Такие сценаристы часто преуспевают в создании хай-концепта, поворотах сюжета, темпе и логике сюжета. Это их сильные качества.

-3

Но поскольку жанровые авторы часто игнорируют свои интуитивные возможности - их персонажи почти никогда не кажутся живыми. Вместо этого они больше похожи на марионеток, придуманных для того, чтобы служить истории.

К сожалению, слишком многие из таких писателей в конечном итоге считают, что им не хватает какой-то естественной способности писать убедительных персонажей, и в конечном итоге бросают сценаристику.

Другие продолжают писать сценарии, только чтобы продолжать терпеть неудачу из-за своих персонажей и диалогов. Ключ к преодолению этого лежит в процессе творческого развития.

Совет: читайте статьи о написании женских и мужских персонажей, относитесь к каждому герою истории не как к функции, а как к полноценному участнику событий со своими целями и проблемами.

5 необычных мужских персонажей

10 советов от Фиби Уоллер-Бридж по написанию женских персонажей

7. История слишком плоская (20 страниц растянуты на 100)

Вы устраиваете званый ужин. Подаёте жаркое и понимаете, что соуса не хватит на десять человек, поэтому вы разбавляете соус водой в надежде, что гости не заметят этого водянистого безобразия, который вы им подали. Так и в сценариях. Ему нужно больше соуса, а не воды.

Продюсеры и редактора чувствуют то же самое. Ваш короткометражный фильм не станет полнометражным за счёт автомобильной погони или сцен вечеринок.

Используйте страницы сценария, чтобы дать зрителям запоминающиеся моменты, сцены с раскрытием персонажей, которые двигают историю вперёд или дополнительную сюжетную линию, которая пересекается с основным сюжетом и соответствует теме вашего проекта.

8. Конфликт несущественен

Конфликт возникает и мгновенно решается, а повествование продолжается без изменений. Ставки не повышаются, не возникает осложнений или конфликт никак не влияет на цели персонажа.

Представьте себе сцену, где парень входит в ювелирный салон, чтобы забрать своё обручальное кольцо. Бумажник он оставил дома. Ювелир сказал, что он не получит его, пока не заплатит. Дилемма. Парень предлагает ему свои часы в качестве залога и обещает вернуться позже в тот же день. Парень возвращается и покупает кольцо.

Интересно? Ну такое себе...

Альтернативный сценарий может разыграться так. Сегодня день его свадьбы. Ему нужно забрать своё обручальное кольцо, потому что он забыл это сделать раньше. Свадьба через час. Парень забыл дома бумажник и не успеет за ним. Парень крадёт обручальное кольцо. Ювелир звонит в полицию и сообщает о преступлении. Жених успевает на свадьбу вовремя, но там его уже ждут полицейские.

9. Повествование попадает в повторяющийся паттерн

Неразрешённый конфликт - это топливо, которое создаёт и поддерживает повествовательный импульс. Без этого история по сути иссякает. Вот почему читатели обычно жалуются, что большинство сценариев, которые начинаются великолепно, просто не могут пройти дистанцию.

Некоторые авторы пытаются исправить эту проблему, повторяя интересные моменты снова и снова, но независимо от того, насколько убедительными эти сцены могут быть, повторение заканчивается тем, что редактор просто откладывает сценарий.

Вы можете использовать автомобильную погоню много раз только в экшн-фильмах, но и то, каждый раз тарайтесь придумать оригинальные решения сцен.

10. История начинается слишком поздно

Это не редкость для сценаристов, которые медленно приближаются к основным конфликтам в своих первых работах. Им нужно время, чтобы освоить и изучить мир и персонажей, размяться перед тем, как окунуться с головой в историю.

Но многие из сценаристов влюбляются и в слишком много времени проводят в предыстории. Они не понимают, что пишут для других людей, и редакторам и продюсерам нужно читать и пробираться сквозь эти заросли ненужных сюжетных битов.

Таким писателям было бы разумно прислушаться к совету автора Пэта Конроя: "Пиши так, как будто ты влюблен, а редактируй трезво.”

Что делать сценаристам?

Сценаристы не преуспевают в карьере только потому, что совершают подобные ошибки. Они терпят неудачу, потому что не учатся на них.

Популярный совет авторам - продолжать писать, потому что чем больше сценариев вы напишете, тем лучше станете. Многим это только вредит. Продолжая писать сценарий за сценарием, вы часто оказываетесь не более, чем с кучей сырого материала. Поэтому неудивительно, что девяносто восемь процентов сценариев получают отказ.

Вот гораздо лучший совет:

Шаг первый. Примите тот факт, что написание отличного сценария - это нелегкая задача и ошибаться - это нормально.

Шаг второй. Выясните, в чём именно заключаются эти ошибки. Вам, вероятно, понадобится помощь более опытных коллег.

Шаг третий. Посвятите максимум времени изучению и освоению навыков, необходимых для преодоления этих ошибок. Большинство сценаристов пропускают эту часть.

Шаг четвертый. Когда вы уверены, что теперь написали действительно потрясающий сценарий, самое время проверить эту теорию.

Наймите или найдите несколько студийных или редакторов с телеканала, чтобы они сделали для вас анализ. Попросите написать фактический отчет, который они обычно делают. Если редакторы отклонили ваш сценарий в отчёте, самое время вернуться назад и повторить шаги с первого по четвертый. Если они дадут вам рекомендацию, то, вероятно, пришло время продавать себя как классного автора.

Автор: Сергей Литвинов. Переведено в образовательных целях.

Наш сценарный курс

Так же читайте:

101 сюжетный поворот (твист), чтобы улучшить ваш сценарий

Секрет Третьего Акта

50 клише, которые следует избегать в сценариях

Ставьте лайки и пишите комментарии
Вступайте в наше сообщество в VK и telegram
Мы теперь и на facebook
Мы разрешаем публикацию наших переводов и материалов только с указанием ссылок на нас.