От редактора: мы решили показать вам, дорогие читатели, семейное образование не только с точки зрения родителей, а и с точки зрения самих учеников. Теперь вы можете читать истории старшеклассников и выпускников на СО и задавать им вопросы в комментариях. Рассказывает Алиса Деляева, дочка нашего автора Евгении Арестовой.
Итак, из-за того, что мама ставила на первое место знания и способность ответить на вопросы по теме, а в школе считали обязательным каждый день посещать занятия, нам однажды позвонила моя классная руководительница и спросила, не хотим ли мы попробовать перевестись на на систему экстерна.
Меня очень обрадовала такая альтернатива, так как я тогда усиленно готовилась к осуществлению своей мечты — учёбе во Франции. В моих интересах было как можно раньше получить аттестат о школьном образовании.
Именно по причине того, что мы уже попробовали учится сами и поняли, что способны на это, решение о переходе на семейное обучение было принято почти моментально. Мама полностью разделяла мои идеи, и поэтому мы с сестрой одни из первых в Омске перешли на домашнее обучение.
Разумеется, со всеми тонкостями бюрократической части мы не были знакомы, но она не так сложна и страшна, чтобы отказаться от такого вида образования. Я со школьных лет прекрасно понимала, что отчётность должна быть в любом случае. Поэтому заполнение бумаг, сдача тестов на уровень знаний и прочие тонкости не особо меня смущали. Куда сложнее было наладить общение со всеми преподавателями и понять требования и отношение каждого.
Я хотела закончить два класса за один год, и это повлекло за собой некоторые трудности. В то время в Омске очень мало школ были готовы поменять устав под новый формат учеников. Нам пришлось переводиться, и в новой школе мы сразу столкнулись с тем, что каждый второй учитель спрашивал, что с нами не так. Почему мы выбрали такой способ образования? Нам говорили, что дети в принципе не способны обучаться самостоятельно, без учителя.
Мама каждый раз вынуждена была приходить на сдачу экзаменов, потому что в первый раз нам сказали, что поставят оценку на балл ниже из-за того, что мы самоучки. Именно в тот период мы серьёзно поговорили с мамой о том, что иногда надо идти на уступки и чем-то жертвовать, чтобы прийти к желаемой цели.
Я шла на золотую медаль, и мне четвёрки ставили крайне редко, когда я училась как все. А тут появились тройки, четвёрки преобладали, и всё это вгоняло в ужасный эмоциональный упадок. Конечно, при пересдаче с мамой оценку поднимали, скидывая прошлый раз на мою растерянность или невнимательность, но в любом случае было очень тяжело.
После разговора с мамой я приняла решение, что мне куда важнее получить аттестат и уехать в Европу, чем отстаивать свою медаль, тратя нервы. Всё встало на свои места, я перестала накручивать себя каждый раз перед экзаменами.
Мне предстояло за первые полгода закрыть 10 класс, за вторые полгода 11, а потом сдать ЕГЭ. Для того, чтобы всё прошло в положительном для меня ключе, мама посоветовала пройти следующие шаги:
- составить для себя график подготовки сдачи экзаменов сразу и не отклоняться от плана;
- договориться с преподавателями лёгких для меня предметов о сдаче экзаменов в ближайшее время, чтобы была возможность уделить внимание математике и точным наукам, которые требовали определённого количества расчётов для сдачи школьной программы;
- распределить дни обучения и других занятий так, чтобы первые не страдали от избытка вторых. Потому как, когда появилось много свободного времени, возникла иллюзия, что оно бесконечно и можно никуда не торопиться;
- договориться с репетиторами по математике и французскому об интенсивной подготовке к экзаменам и ЕГЭ.
Всё встало на свои места, я перестала накручивать себя каждый раз перед экзаменами и спокойно закрыла обучение в школе.
Мне пророчили провал на ЕГЭ, но всё обошлось, и я сдала на высокие баллы.
К счастью для меня, для поступления во французский колледж ЕГЭ не требовалось, необходимо было подтвердить уровень французского и пройти пару тестов. Поэтому по окончанию школы я сдала только два необходимых экзамена по математике и русскому языку, что изрядно упростило мне жизнь. В то время у меня было уже больше хлопот с подготовкой программы отъезда, визы и сбором необходимых документов и вещей.
Сложности дома
Первое время было очень необычно от мысли, что не нужно каждый день идти в школу, но, как говорится, к хорошему быстро привыкаешь.
Мы были в восторге от количества освободившегося времени, и поэтому сразу забили его дополнительным образованием: Кира изучала китайский, а я с головой ушла во французский язык и культуру Европы.
Мы наладили домашний быт так, чтобы учёба не страдала от недостатка внимания, домашние дела были выполнены и можно было заниматься своими личными направлениями. На притирку ушло около месяца, а потом всё заработало.
Главное, что я хочу отметить: не стоит сомневаться в себе или своих способностях. Самообучаться может любой ребёнок под периодическим контролем взрослого. Важна мотивация и способность дисциплинированно делать то, что нужно.
На семейном обучении никто не будет стоять над тобой и распределять твоё время, помощь родителей и перекладывание на них ответственности за свою обучаемость — разные вещи. За своё образование ты отвечаешь сам. Если упустишь что-то, то и оценка будет соответственной.
Думаете, такое отношение невозможно в начальной или средней школе? Я не знаю, как это бывает у других, но в нашей семье есть дети, которые никогда не учились по классической системе и не ходили в школу. Да, мы отслеживаем то, как изучается материал, но ответственность всё равно лежит на ученике.
Братья сами пришли к пониманию, что лучше спросить о том, в чём не разобрался, чем получить низкую оценку и расстроиться. Мы проходим тесты на уровень знаний каждые полгода, а потом садимся и выясняем, где у нас слабые места. Что каждый из нас может подтянуть сам, а где нуждается в помощи. Как правило, при таком подходе успеваемость держится на необходимом уровне.
Что сложно и важно на самом деле
Самое основное, что пришлось быстро освоить — умение настраивать коммуникацию. Без этого мы бы не смогли закончить школу.
Почти нет ситуаций, где нельзя прийти к компромиссу или хотя бы не довести до конфликта. Понятное дело, отстаивать свою точку зрения нужно, но для меня отношения с людьми всегда были крайне важны, поэтому я до последнего за них борюсь. Так было и в школе.
- Нам приходилось напрямую договариваться с учителями.
- Учиться писать деловые письма.
- Грамотно и вежливо выражаться, выясняя желаемый порядок проведения экзаменов, консультаций и прочих учебных тонкостей.
- Нам необходимо было сразу и качественно распределять своё время, чтобы не извиняться за опоздания или переносы встреч. Поначалу это немного вводило в ступор, но после первой же сдачи всё наладилось, а потом мы помогали младшим составлять расписание для подготовки и сдачи экзаменов.
- Нужно было так же объективно оценивать свои знания и способности по каждому предмету. Например, история и география нам давались очень легко, как и все гуманитарные науки. Но нужно было учить даты, страны и города, а на это всё равно требовалось время. Поэтому мы сначала полностью прочитывали учебник (если брать как пример историю), делили его на части, рисуя на А1 временной отрезок, прописывали важные даты каждого изучаемого века и имена, которые точно нужно знать наизусть. Для всего остального составляли краткие конспекты по каждой главе в тетради. В итоге, на учебник уходила неделя. Можно было сдавать предмет.
Было ли хорошее при общении с учителями
Не только негатив встречался нам за время обучения на семейном образовании. Я до сих пор общаюсь с некоторыми школьными преподавателями, которые поддерживали нас, баловали разговорами и всячески помогали.
Только благодаря помощи отдельных учителей я смогла участвовать в городских конкурсах по интересным мне предметам.
Мне нравилось приходить на консультации просто, чтобы обсудить общие темы, тенденции развития предмета, и просто обменяться новостями. Мы готовили подарки на праздники, и я безумно радовалась возможности отблагодарить тех, кто нас поддерживал.
Плюсы СО
1. Наличие свободного времени, которым если не злоупотреблять, то не придётся потом истерически пытаться выучить огромный пласт информации и сдать.
Я выбирала для себя очередное изучение предметов, чтобы была возможность полностью погружаться и не путать науки. Изучение делила на написание конспектов, чтение и решение практических заданий по дополнительным решебникам.
Те дисциплины, которые давались проще других, проходила в первую очередь, а оставшееся время делила между сложными для меня предметами.
2. Возможность заниматься более приоритетными делами: дополнительное образование, подработка, хобби.
3. Экономия денег на проезды, школьные затраты и подарки.
4. При желании можно сдавать школьный минимум быстрее: два года за один, как у меня.
Минусы СО
1. Непонимание общественностью такого обучения.
2. Негатив и давление со стороны учителей.
Даже не смотря на имеющиеся минусы, я считаю такую практику очень полезной. Семейное обучение учит саморегуляции и распредению ресурсов, а эти навыки сильно влияют на дальнейшую жизнь. Поэтому я очень благодарна маме за то, что она поверила в нас и перевела на СО. Обучение дома позволило мне понять, что я могу ставить цели и достигать их.
Автор: Алиса Деляева, дочь нашего автора Евгении Арестовой, мамы пятерых детей, пятая дочь невербальный аутист.
Опубликовано ЦСО "Хочу Учиться" школьная аттестация онлайн
Читайте первую часть истории:
Рассказывают дети на СО: из школы Щетинина на семейное образование и во Францию
Читайте также статьи мамы автора:
Как улучшить атмосферу в семье с помощью листка на холодильнике?
Ребёнок зарабатывает: учиться или работать?
Мама работает вне дома + дети на СО = успех
Ставьте 👍 и присоединяйтесь к нам, чтобы не пропускать новые статьи о СО