Многие знают, что в Советских танках не было обогревателей. И это же большинство считает, что армия противника имея более совершенную, современную на то время технику- имели танки с встроенными обогревателями самой машины и экипажа, а так же кофеварками. Сейчас мы с Вами разберёмся как оно было на самом деле и у кого в плане обогрева техники и экипажа, в условиях русской зимы дела обстояли лучше.
И в правду, первым Советским танком, получившим в стандартной комплектации обогреватель боевого отделения, стал танк- Т-64 с середины 1960-х годов.
Во время войны, танк для танкистов был не просто боевой машиной, но ещё и домом. Из воспоминаний танкистов можно подчеркнуть, что были неудобства связанные с зимним периодом эксплуатации танков, но ни слова не упоминается о проблемах связанных с отсутствием обогревателей. Танкист- Илья Никифорович Чесноков (механик-водитель Т-34-85) утверждает: Танк был очень хорошим, компактным и манёвренным, да и комфортным на все 100%. Зимой, когда ударяли крепкие морозы, мы не мёрзли, моторы нас всегда отогревали.
А что необходимо сделать, чтобы отогреть танк? Для этого нужно каким то образом получить тепло. Конечно же это можно сделать при помощи системы охлаждения мотора. Но! Моторесурс двигателей танков в годы Великой Отечественной Войны- был необычайно дорогим. Во время длительных стоянок- обогреваться за счёт двигателя- слишком это дорого и накладно, и ни кто этого бы не позволил. Автономных обогревателей на начало Второй Мировой Войны не было ни на одном танке. Не было их ни у Советской армии, ни у Американцев, ни у Немцев. Как же всё же решалась эта проблема на танках в то время?
Самым распространённым танком во Второй Мировой Войне, после Советского Т-34, был- Американский "Шерман". Дмитрий Лоза, автор книги: "Танкист на иномарке", на вопрос о обогреве танка "Шерман" ответил: Над каждым из двигателей, стояли мощные вентиляторы. Мы так говорили: "Откроешь рот- из задницы ветер!" Какой к чёрту обогрев? Там такие сквозняки были. Грело разве что от двигателей, но я не скажу, что тепло было.
Возможно Вы удивитесь, но у немцев на 22 июня 1941 года, на танках тоже не было обогревателей. Ведь они планировали завершить войну ещё до наступления зимы, но план "Блиц криг" не осуществился. Поэтому, столкнувшись с русскими морозами немецкие танкисты стали придумывать устройства для для обогрева. Например: в перегородке, которая отделяла моторный отсек от боевого, они делали отверстие, через которое проходила труба с воздухозаборником, который закрепляли на радиаторе. Таким образом, тепло от радиатора поступало в боевое отделение танка. Но это могло привести к гибели танкистов из-за отравления угарными газами. Первые штатные обогреватели появились у немцев на танке "Пантера" лишь в октябре 1944г.
Можно сделать вывод: средством обогрева танкистов, была не печка, а тёплая одежда. Один из лучших танкистов противника- Отто Кариус, написавший книгу "Тигры в грязи", с завистью говорил: "Насколько лучше были зимой одеты Советские солдаты".
Воспоминания Советских танкистов в большинстве воём схожи с воспоминаниями Героя России- Василия Павловича Брюхова: Окоп выкопал, танком наехал, брезентом застелил, печурку к днищу подвесил выведя трубу наружу, вот и весь ночлег. Пока натопишь- жаришься, поскольку ты в телогрейке, ватных брюках. Ложишься спать, оставляя одного дежурить у печки. Все засыпают и он засыпает, тепло из под брезента выдует и медленно все начинают замерзать. Первый кто просыпается- начинает орать на того кто дежурил у печки. Потом опять натопили, опять тепло. Когда дежурный не засыпал, подтапливал- то ничего, спать можно. Да, танкова печка, давала возможность экипажу согреться и поддерживать технику в боевой готовности. Так же об этом хорошо рассказано в повести Курочкина: "На войне как на войне".
Что это за печи и как их крепили на танках? На фотографиях, на корме танков Т-34 вы можете увидеть закреплённые металлические коробы. Это и есть та самая таковая печь. Они поставлялись с танками и на корме танков были специальные крепления под них. Окопы под машинами копали, когда знали, что простоят как минимум несколько дней.
А вот у немецких танкистов дела шли куда хуже. Единственным средством обогрева на тот момент были паяльные лампы. По первой было запрещено даже курить в танке, не то что зажигать паяльную лампу. Но зима- есть зима. И вскоре даже в рекомендательных брошюрах появились рекомендации по обогреву экипажа при помощи паяльных ламп. Но длилось это недолго. бывали случаи, когда танкисты травились угарным газом. От чего и паяльные лампы запретили как средство обогрева.
Литература:
- Отто Кариус - "Тигры в грязи"
- Дмитрий Лоза - "Танкист на иномарке"