Эта техника специально применяется для решения проблемы, которая повторяется систематически.
Например, ребенок после школы систематически задерживается. А вы ждете его с обедом. Сидите и ждете. А он где-то немного гуляет, прежде чем прийти домой.
Шаг №1. Вы говорите о чувствах и потребностях ребенка. «Дорогой мой, я понимаю, что после школы ты хочешь погулять. Расскажи мне, пожалуйста, что с тобой происходит, когда ты идешь домой?» Или: «Почему ты хочешь гулять после школы?»
Вы даете ребенку возможность высказаться, объяснить, почему он сразу после школы не приходит домой. Обратите внимание, очень важно дослушать до конца, не перебивая.
Шаг №2. Поговорите о своих чувствах и потребностях.
«Дорогой мой сын, но я же сижу дома и жду тебя. Я же переживаю. Ты тоже пойми меня правильно. Я не пытаюсь тебя жестко контролировать. Но мне хотелось, чтобы ты сразу после школы пришел домой и пообедал, (или погулял с собакой, или что-то сделал по дому).
Шаг №3. Вы вместе обсуждаете, как найти решение, которое устроило бы вас обоих.
Что это значит? Это значит, что вы садитесь и записываете все идеи, пришедшие вам в голову, без разбора. Даже самые смешные и нереальные. Пишите побольше. Чем больше, тем лучше.
Например: «Для того, чтобы тебе сразу приходить со школы, и нигде не задерживаться по дороге, нужно договориться с инопланетянами, чтобы они подгоняли к твоей школе космический корабль. И на нем быстро доставляли тебя домой».
Начинаете перебирать все способы, даже не существующие. То есть ребенку нужно показать, что вы не только вместе с ним готовы искать решение, но и делать это «на позитивчике».
Важно, показать, вы не обижаетесь и не давите. Тем самым незаметно уменьшаете психологическое давление.
Шаг №4. Выбирайте подходящий вариант.
После того, как вы составили список, решаете вместе с ребенком, какие варианты вам действительно подходят, какие можно действительно воплотить в жизнь. Что подходит, что не подходит. Инопланетян вычеркиваем, потому что для доставки ребенка домой, нет никакой возможности привлечь их бесплатно.
И допустим, такой способ, чтобы ты прямиком после школы идешь домой. А я, как родитель, со своей стороны буду готов в чем-то пойти тебе на уступки. Вы можете построить разговор именно в таком ключе.
Шаг №5. Внедряете в жизнь полученное решение.
То есть вы проговаривайте еще раз, как будет работать «выход», который вы нашли во время обсуждения. И договаривайтесь о том, кто берет на себя какие обязательства.
Вот такие рекомендации будут на сегодня. Короткие, но я надеюсь, что они будут действенные для вас, потому что я их регулярно применяю со своими детьми. И у меня получается.
Кроме того, вы прекрасно знаете, что я занимаюсь групповыми детскими программами. Я постоянно работаю с детьми и бывают моменты, когда ребенка надо бы наказать. Но нет никакого смысла портить отношения. Потому что его приводят ко мне 1 раз в неделю на тренинг.
Если я сегодня испорчу с ним отношения, через неделю родители просто не приведут его ко мне. Соответственно, мне нужно договариваться.
Это очень важный момент. Представьте, что вы – преподаватель. И договориться с ребенком нужно обязательно. Хорошее упражнение для приобретения навыка решать проблемы со своим сыном или дочерью!
С уважением, Сергей Красовский. Подростковый психолог.
PS Запишитесь на бесплатную он-лайн консультацию до 1 февраля 2021 года: 89608424008 Viber, WhatsApp.