На первый взгляд образ лебедя из номера "Умирающий лебедь" и образ Одетты из "Лебединого озера" похожи (в конце концов, и там, и там лебедь). Однако же, какова история возникновения знаменитой миниатюры, и имеет ли она какое-либо отношение к балету "Лебединое озеро"?
"Лебедь" - таково было первое название концертного номера, сочиненного Михаилом Фокиным совместно с Анной Павловой и показанного 22 декабря 1907 года в Санкт-Петербурге на благотворительном концерте в пользу новорожденных детей и бедных матерей при императорском родовспомогательном заведении.
В тот момент Фокин увлекался игрой на мандолине и как раз разучивал "Лебедя" Камиля Сен-Санса (те годы вообще были отмечены возрастанием интереса к французской современной музыке, на концертах часто звучали произведения Клода Дебюсси, Эрнеста Шоссона, Мориса Равеля и др). Однажды Павлова подошла к Фокину и попросила помочь с музыкой к концертному номеру. Тот предложил "Лебедя" Сен-Санса. Павлова, по словам балетмейстера, сразу поняла, что это ее номер, попросив поставить его.
Для разучивания танца понадобилось лишь несколько минут, и носил он характер "почти импровизации". "Я танцевал перед ней, она - тут же, позади меня. Потом она стала танцевать одна, а я следовал за ней сбоку, показывая, как надо держать руки".
Изначально Фокин просто задумал изобразить плывущую птицу, величественную и гордую. Время от времени лебедь расправлял крылья, стряхивая капли, прятал в них голову, затем продолжал плыть, замирая, наконец, в сонном покое. При помощи движений автор хотел выразить музыку Сен-Санса и пластически передать повадку плывущего лебедя, что ему и удалось. Рецензенты первых выступлений Павловой в этом номере отмечали, что если и возможно в танце подражать движениям птицы, то это достигнуто. "Перед вами - лебедь".
Однако со временем уже сама Анна Павлова стала переосмысливать номер. Если вначале ее лебедь был безмятежен, - лицо было светлым и даже улыбчивым, а руки нежно закруглены, - то в дальнейшем плавные линии рук сламывались, движения становились более резкими, резче становился и наклон головы. В движениях обнаруживалось больше экспресии, смятения, тревоги. Тема птицы уходила на второй план, на первый выходила тема мятущейся человеческой души и безнадежной борьбы.
То есть то, что лебедь умирает, - не авторская задумка. Это то, что с течением времени привнесла в номер первая исполнительница. Таково было ее ощущение этого номера, если не сказать больше: ее мироощущение в целом.
В какой-то момент в костюме Павловой, на корсаже, появился рубин, символизирующий кровь, а между висками была протянута нить с бриллиантом, изобразающим слезу. Эти детали не очень соответствовали хорошему вкусу и со временем отпали. Однако суть уже была окончательно изменена: номер заканчивался угасанием птицы, ее смертью.
В дальнейшем традиция укоренилась. Еще при жизни Павловой и Фокина другие исполнительницы стали танцевать номер именно под названием "Умирающий лебедь"; так продолжилось и дальше.
Итак, уже из всего вышесказанного следует: никакого отношения к балету "Лебединое озеро" данный номер не имеет. Как упоминалось, "Умирающий лебедь" возник и развивался как самостоятельный концертный номер.
Кстати, однажды знатоки из передачи "Что? Где? Когда?" также решили приписать номер "Лебединому озеру" (с 59:08):
Каковы же отличия одного от другого, помимо того, что "Умирающий лебедь" к знаменитому балету никак не относится?
1. Фокин скептически относился к современному академическому танцу и старался переосмыслить его эстетику. Его лебедь создавалась как раз в противовес лебедям из "Лебединого озера", и, возьмем шире, академическому балету в целом. Из этого вытекают следующие пункты.
2. В академическом танце движения (в т.ч. и Одетты) выполняют выразительную задачу, тогда как в номере Фокина изначальная задумка - просто показать плывущего лебедя.
Например, вот, казалось бы, как 2 капли похожие позы, когда оба лебедя склоняются на как бы поджатом колене одной ноги (с вытянутой другой), опустив голову вниз и закрывшись перекрещенными руками. Однако если в случае с Одеттой данная поза выражает замешательство героини перед незнакомцем перед тем, как открыть ему свое сердце (что и происходит во время любовного дуэта, адажио), т.е. означает заминку героев перед объяснением,
то в "Умирающем лебеде" данная поза - это финал, конец номера, который изначально выражал безмятежное спокойствие заснувшего на воде лебедя. В дальнейшем, как уже было упомянуто, сама Павлова придала этой позе трагический окрас: она стала выражать погасшую жизнь.
3. Разная техника
Как нетрудно заметить, весь "Умирающий лебедь" строится на ограниченном количестве движений: па-де-буре сюиви (мелкое перебирание ногами с продвижением), взмахах руками, которые, к тому же, гораздо более резки и заострены (в локтях, кистях) по сравнению с движениями Одетты, а также немногих аттитюдах. В этом также выражался отход Фокина от академизма. Главное в танце, как считал балетмейстер, - проникнуть в душу зрителя, тогда как современный танец, по его мнению, утратил это свойство, поставив во главу угла набор виртуозных трюков.
В "Лебедином озере", естественно, набор движений гораздо более разнообразен, что соответствует его академической природе. Легко это увидеть, например, в вариации Одетты во 2 картине, которая также может рассматриваться как монолог, как некая параллель "Умирающему лебедю".
Олеся Новикова
4. Строгая форма vs импровизация
Академическому стилю, в котором поставлено "Лебединое озеро", присуща строгость форм, симметрия. В классике есть определенный набор движений, которые могут по-разному комбинироваться. То же касается танцевально-музыкального построения номера, подчиняющегося принципу квадрата, а также принципа фронтальности, когда исходным, так или иначе, остается положение танцовщика лицом к аудитории (в "Умирающем лебеде" балерина начинает танец спиной к залу).
Номер Фокина - это поток свободной пластики, импровизационный монолог, не связанный какими-то обязательными рамками. Сей факт, к слову, открыл в дальнейшем простор для разных, и, главное, абсолютно вольных трактовок номера, что откровенно не нравилось балетмейстеру. Фокин сетовал, что "Умирающего лебедя" перетанцевали уже все, кому не лень, из-за кажущейся легкости, при этом не особо понимая смысл номера, механистически воспроизводя движения. "И нет танцовщицы, нет ребенка, не взявшихся за исполнение "Умирающего лебедя".
Взаимопроникновение
И тем не менее, с течением времени образ лебедя из "Лебединого озера" и лебедя умирающего со временем стали перекликаться, проникать друг в друга. Еще когда Павлова стала привносить в номер больше трагизма, тем самым отдаляясь от образных задач Фокина, ее танец стал сближаться с образом Одетты, хотя только отчасти: лебедь Павловой безнадежно угасал, тогда как в "Лебедином озере" в большинстве постановок, независимо от финала, звучит мотив надежды.
В дальнейшем некоторые балетмейстеры и танцовщицы под влиянием миниатюры стали окрашивать партию Одетты в более минорные тона, вносить в нее больше обреченности и безвыходности.
Изменился, например, тон вариации Одетты. Как было упомянуто в предыдущей статье, изначально ее танец представлял из себя величавый и грациозный монолог, но со временем были привнесены движения, символизирующие томление и обреченность.
5 прекрасных классических женских вариаций, которые точно заставят вас полюбить балет
И наоборот: стремление к жизни, борьба, надежда, стали проникать в исполнение фокинской миниатюры. Самый яркий пример - Майя Плисецкая, чей лебедь явно не собирался умирать и боролся до последнего.
Таким образом, изначально два только внешне похожих номера все-таки не избежали взаимного напластования. В зависимости от подхода того или иного балетмейстера или исполнителя происходили вольные или невольные переклички, укоренившиеся в современной практике.
На этом все, спасибо за внимание! Если понравилась статья, подписывайся, ставь лайк, делись с друзьями!