Канал ФКИ представляет небольшую подборку инопланетных рас и народов, фантастических допущений авторов жанра о том, каковы же могут быть жители иных планет. Планируется несколько подобных обзоров. Сегодня, речь пойдет о расах, похожих на земное человечество, то есть человекоподобных гуманоидах. Уместно включить в обзор и потомков нашей планеты, рожденных под другими звездами. Ведь они тоже, по большому счету, инопланетяне. Рождены на других планетах.
Вот с них и начнем. Если рассматривать зарубежную переводную фантастику, то выбрать оригинальных потомков Земли, взращенных под другими солнцами, проблем не составит. К примеру, колоритные маджипурцы из цикла Роберта Силверберга «Маджипур», потомки землян из цикла Пола Андерсона «Техническая история», колоритные барраярцы Саги о Форкосигане Л.С. Буджолд и многие другие.
В нашей отечественной фантастике советского периода такого в принципе не могло быть. Колонизация других планет, это что-то отдающие хищническим капитализмом, империалистическим колониализмом.
Не очень сильно продвинулась в создании новых человеческих миров и постсоветская фантастика. Причем, парадокс состоит в том, что хорошей космической фантастики было написано не так уж и мало. Это и космооперы и просто приличные космические боевики. Но создать действительно нетривиальные миры потомков Земли для наших фантастов оказалось задачей сложной. Вернее, при всем обилии фантастической литературы, настоящей отечественной планетарной фантастики нет. Интересы отечественных авторов и читателей вне этой темы.
Хотя в любом явлении есть и исключение. В романе Антона Антонова «Время Войны», в далеком будущем, люди имеют доступ к самым головокружительным технологиям. Один из космических авантюристов Галактики, воссоздал себе целую армию, используя сознание давно умерших людей из прошлого человечества. С помощью этой армии он решил покорить захолустную планету Целина, населенную потомками современных нам русских людей. Колонисты Целины утеряли многие технологии своих предков и находятся на уровне развития, примерно совпадающим с 30 – 40 гг. двадцатого века Земли. Общество Целины разделено на два государства: Целину и Амурское государство. Целинцы по идеологии похожи на СССР времен сталинского рывка, со всеми вытекающими последствиями, Амурское государство – сословная аристократическая страна. Весьма колоритная российская планетарная фантастика.
Неплохие образы потомков Земли, живущих на других планетах, создал писатель Александр Богатырев, чью фантастику можно назвать неосоветской. В романе «Последний американец» даются планеты антиподы: Йос и Дальняя. Йос, не только планета, но и целая звёздная империя потомков Земли, осуществляет агрессивную экспансию в близлежащее пространство. Дальняя – отдаленная планета, населенная колонистами русского происхождения. Общество Дальней настолько продвинулось в развитии, что переходит на следующий этап эволюционного развития.
Зато уж с человекообразными инопланетянами в нашей фантастике проблем нет и не было. Для советской фантастики характерно представление о человекообразных инопланетянах, как о полностью похожих на землян гуманоидах. Причем не только в плане физического сходства, но и ментально. Зато советские фантасты акцентировали внимание на классовую составляющую инопланетной жизни.
На аборигенов Саракша, Арканара, Гиганды в произведениях братьев Стругацких оказывают влияние, прежде всего, не особенности развития на иной, чем Земля, планете, а стадия социально-экономического развития. Ну, или иными словами, раз уж мы говорим о советской фантастике, используя марксистскую терминологию, исторические типы общества, общественно-экономические формации.
Арканар (повесть «Трудно быть богом») чисто феодальное общество. Гиганда (повесть «Парень из преисподней») находится на стадии развития, соответствующей середине прошлого столетия Земли. На Гиганде идет столкновение империалистических держав, аналогичное нашим мировым войнам (за исключением СССР само собой). Саракш (повесть «Обитаемый остров»), тоже не изжил капитализм, хотя речь там идет о его варианте в постапокалиптическом мире, пережившем ядерную войну.
Если коротко охарактеризовать инопланетян в творчестве братьев Стругацких, то это такие же люди, только в иных, менее удачных обстоятельствах, чем люди Мира Полдня Земли.
Такой же формулы придерживалось большинство других советских фантастов, описывая человекообразных инопланетян. Фаэты из одноименного романа - эпопеи Александра Казанцева жили на планете Фаэтон, что располагалась между Юпитером и Марсом. Две державы фаэтов, выбравшие капиталистический и империалистический пути развития, схлестнулись в ядерной войне. В ее результате Фаэтон был уничтожен.
В романе Георгия Мартынова «Гианэя», инопланетяне представляют собой реакционных капиталистов, мечтающих прибрать в свои руки какие-нибудь планеты , которые не могут защитить себя.
В повести Кира Булычева «Агент КФ», жители планеты Пэ-У находятся на стадии перехода от дотехнологической эры во время промышленного переворота. У аборигенов этой планеты еще сильно развиты феодальные пережитки, традиции, неписаные правила и табу.
Приведем пару примеров современной отечественной фантастики про инопланетян, внешне похожих на земное человечество.
В романе «Бойцы с окраины Галактики» Романа Злотникова, Земля только одна из человеческих планет Галактики. И космос не населен потомками Земли, скорее земляне – потомки одной из человеческих планет Галактики, или вообще, место ссылки со всей Галактики. Галактика Романа Злотникова отнюдь не оригинальна, здесь автор повторяет штампы переводных космических опер англо-американской фантастики. «Бойцы на окраине Галактики» приведены в качестве типичного примера отечественной фантастики про инопланетян.
В романе Сергея Лукьяненко «Спектр», в числе иных рас Галактики указывается и цивилизация аранков. Данные инопланетяне очень похожи на людей. Их общество, в определенной мере, достигло коммунизма, если пытаться проводить аналогии с земными концепциями общественного развития. Хотя это будет наверное и не точно. Никаким капитализмом или коммунизмом аранки не занимаются. Их общество, города, архитектура, и вообще вся цивилизация, удивительно удобны и гармоничны. А еще, несмотря на физическую схожесть, у аранков есть отличия в мышлении и менталитете с землянами. Так, у них совершенно отсутствует понятие «души», религии и всего такого. Отличная психология аранков выражается и в ином отношении к опасности, долге перед родными и близкими, в других нюансах публичного и бытового поведения. В общем, аранки вышли действительно инопланетными созданиями.
Ну и последний на сегодня пример человекоподобных инопланетян в фантастике, раса кни’лина в романе Михаила Ахманова «Далекий Сайкат». Большая степень похожести на земное человечество (единственное, кни’лина не обладают волосяным покровом), не означает полной схожести психологии кни’лина и землян.
Данная раса обладает столь же древней и сложной историей как и у нас, повлиявшей на формирование менталитета, общественных правил и устоев данной расы. В прошлом планеты – метрополии Йездан случилась большая катастрофа. Жестокая эпидемия практически сокрушала цивилизацию кни’лина. На нескольких изолированных анклавах сохранились несколько более менее больших общин. Эти общины стали прообразом крупных кланов расы. Название «кланы» не соответствуют земным аналогам. Здесь имеют место быть крупные сообщества кни’лина, выросшие из маленьких общин. Генетические изменения привели к невозможности скрещивания представителей разных кланов. Крупнейшими из них постепенно остались два: клан Ни и клан Пахарос.
Быть бы пахаросам, ни и нескольким более мелким кланам отдельными расами. Но ведь есть еще и те, чьими предками были обычные кни’лина, которые выжили в изолированных горных долинах и т.п. местах. Не имея мутаций представителей кланов, они могут, до сих пор, иметь детей, скрещиваться и с ни, и с пахарос, и с другими. Но поскольку ни и пахарос, главенствующие кланы расы, по выходу в космос и освоению межзвёздных полетов стали осваивать планеты и основывать колонии (есть планеты ни, есть у пахарос), то потомки обычных кни’лина лишь пораженное в правах меньшинство. Зинты, так называют этих кни’лина, стоят на низших ступенях социальной лестницы. Лишь единицы из них добиваются большего.
А еще у расы кни’лина сложное политическое и социальное строение. Ни и Пахарос фактически независимы. Так, Ни в прошлом (на момент действия сюжета романа), воевали с землянами, а пахарос не участвовали в войне. В то же время у кланов есть институт сотрудничества по некоторым вопросам. И клан Ни и Пахарос сословные общества, разделены на правящие слои и слуг.
Психология кни’лина также отличается от землян. Так, например, они ценят личное пространство больше, чем потомки Земли. У кни’лина лучше развита коллективная память о событиях, войнах или победах, достижениях. По меркам нашей расы их можно назвать злопамятными. В общем, действительно инопланетяне, дети иных звёзд и планет.
На этом все. Канал ФКИ продолжит инопланетяноведение в следующих обзорах.
Подписывайте на нашу группу ВКонтакте https://vk.com/infantastika - много интересной информации про фантастику.