За все годы работы и службы на флоте, за время, проведённое в путешествиях и странствиях по нашей прекрасной планете, мне лично не приходилось встречать более красивого и запоминающегося пролива, чем Босфор. На его берегах расположен необыкновенный и сказочный город Стамбул (Истанбул) разделяющий собой Европейскую и Азиатскую часть. Босфор является самым узким проливом в мире, шириною от 700 метров до 3700 метров, и одной из самых загруженных морских артерий, например, в сравнении с Суэцким каналом, Босфор загружен в 3 раза больше. Хочется рассказать, как видим его мы, представители морских специальностей, при первом и последующих прохождениях на теплоходе.
Давайте начнём тогда с самого начала. Например, с Азовского моря. С подписанным контрактом в сумке, приезжаешь в один из портов Азовского моря, садишься на свой корабль. Принимаешь дела по заведованию, входишь в курс дела. Знакомишься и ждёшь окончания погрузки или разгрузки. Потом проверка властей, после благополучного возвращения членов экипажа из увольнения. И вот наконец готовим машину к походу, потом отшвартовка, выходим из порта, всё по-походному, переходим с лёгкого на тяжёлое топливо машину в режим. И, с Богом Друзья! Начинаем двигаться в сторону Керченского пролива, после его прохождения выходим в Чёрное море. И теперь напрямик и не куда не сворачивая, направляемся к проливу Босфор.
И вот мы на рейде прямо перед ним, ждём разрешения и своей очереди для прохождения. Через определённое время получаем его, берём лоцмана на борт, и вперёд, получать массу незабываемых впечатлений. Стояли как-то на линии, пшеницу возили и очень часто проходили через него, вроде должен был привыкнуть к таким уже знакомым видам, но каждый раз не упускал возможности ещё раз насладиться этим реально классным зрелищем. Ведь находясь на теплоходе, ты имеешь возможность увидеть всё изнутри, пройдя от начала до конца, до выхода в Бухту Золотого Рога в Мраморном море, очень красивую бухту. Пройдя под тремя мостами и над двумя тоннелями. Интересно проходить его не только днём, когда можно всё хорошо рассмотреть, но и имея возможность насладиться ночным Стамбулом, в ярком разноцветном освещении. На мостах тоже присутствует завораживающая иллюминация, а если поднять голову, можно увидеть, как самолёты без прерывно, друг за другом садятся и взлетают. В городе 2 аэропорта, два железнодорожных вокзала, 3 крупных морских порта, и много маленьких портов и терминалов вдоль всего пролива.
На обоих берегах расположены красивые дворцы, памятники архитектуры, вместе с современными зданиями. Множество кафе, ресторанов, отелей и симпатичных ухоженных домов на живописных холмах. Всё это действует успокаивающе на психику морского странника. Корабль движется в этот момент со скоростью примерно 7-10 морских миль, испытывая ещё на себе воздействие двух течений. Движение судов очень интенсивное, идём в караване друг за другом, а вокруг как в муравейнике большое количество паромов, мелких судов и морских автобусов. Приходится штурманам выполнять сложные манёвры. Вообще-это очень ответственный момент, во время которого все члены экипажа находятся в полной боевой готовности. Малейшая ошибка или неисправность, может привести к серьёзным последствиям, крушению или экологическому бедствию.
Вдоль всего пути очень много ярких и огромных Турецких флагов развевается на ветру над проливом, а на выходе, когда попадаешь в Бухту Золотого рога, можно увидеть величественные храмы и встретить ещё более оживлённое движение. Если направиться дальше, в Мраморное море, то попадём через пролив Дарданеллы в Эгейское Море, в котором очень много островов, а потом оставив слева от себя Левантийское Море, встретимся со Средиземным Морем. Я потом много раз приезжал в Турцию, очень люблю эту страну и Город Истанбул, и отдыхая на набережной за чашечкой ароматного кофе, наблюдал за проходящими мимо кораблями, вспоминая свои прошлые рейсы…
Автор фото и статьи Геннадий Дорофеев
Механик дальнего плавания
Задавайте вопросы, подписывайтесь на канал, пишите в тематических чатах на странице.