Поезда дальнего следования уходят с Рижского вокзала в конце февраля 2021 года. После этого вокзал закрывается для поездов дальнего следования. Его дальнейшая судьба неизвестна. На днях стало понятно, что станет с некоторыми из поездов Рижского вокзала. Пассажирам улучшений ждать не приходится.
У нас есть канал в телеграме, где подобные новости появляются намного оперативнее. Подпишитесь на него. А теперь к сути.
Что будет с Рижским вокзалом
Сейчас Рижский вокзал обслуживает всего два поезда дальнего следования – пассажирский поезд №661/662 Москва – Великие Луки и скорый поезд №61/62 Москва – Псков. По сути, это один и тот же поезд. Суммарно он делает три рейса в неделю – дважды до Великих Лук и один раз дальше – до Пскова. Кроме того, за Рижским вокзалом закреплен международный поезд №1/2 Москва – Рига, который сейчас не ходит из-за закрытых границ.
Четыре года назад в РЖД решили пустить территорию Рижского грузового двора, который находится за забором от путей поездов дальнего следования Рижского вокзала, под застройку. Там создадут новый головной офис компании, общественные пространства и жилье. При этом о судьбе вокзала никто не говорил, но в ноябре 2020 года стало известно, что с марта 2021 года поезда дальнего следования будут выведены оттуда «в связи с предстоящим закрытием путей общего пользования на территории грузового двора железнодорожной станции Москва-Рижская».
Что сделают с поездами, было непонятно. Высказывались разные сценарии – перенесут на Ленинградский вокзал, но он забит, пустят с Курского через Каланчевскую на рижское направление, но курский ход и так разгружают, переведут на новый вокзал в Черкизово, но его еще не достроили.
Новый маршрут старых поездов
Решение нашли нетривиальное. Теперь поезда будут отправляться с Белорусского вокзала, доезжать до Вязьмы, там менять направление и через Осугу выходить в Ржев, где менять направление еще раз.
Это удивительно. Когда в Российской империи строились железные дороги, они проектировались по возможности по кратчайшим маршрутам. Ни о какой смене направлений речи не шло, все было логично! От Москвы до Владивостока поезда, идущие по Транссибу, ни разу не меняют направления движения.
Но в последние годы все пошло наперекосяк. Строить новые съезды никто не думает. Доходит до абсурда. Поезд Петербург – Севастополь, например, меняет направление движения четыре раза! А ведь к Крыму у нас повышенное внимание, почет и уважение. Естественно, раз с крымскими поездами никто не заморачивался, то и с великолукскими не будут тем более. Две смены направления для обычного ночного поезда – запросто!
Итого, что мы теперь имеем.
По новому расписанию поезд будет отправляться из Москвы в 21:13 (вместо нынешних 21:41) и прибывать в Великие Луки в 07:50 (вместо 07:02). Таким образом, время в пути составит 10 часов 37 минут вместо 9 часов 20 минут.
А теперь самое интересное. Поезд меняет номер с 661/662 на 61/62, то есть из пассажирского становится скорым. Это может только РЖД! Время в пути выросло, но поезд стал скорым! Секрет в том, что на определение того, скорый поезд или пассажирский, влияет его средняя скорость. Если скорость выше 50 км/ч, то поезд уже скорый.
А знаете, что еще это значит на практике для пассажира? Правильно! Это значит, что билеты будут стоить дороже, потому что поезд стал скорым, а на скорый поезд тариф выше. Его маршрут стал длиннее, а чем длиннее маршрут, тем дороже билет! Ловкость рук и никакого мошенничества!
Обратно поезд будет уходить из Великих Лук в 19:55 (вместо 20:57) и прибывать в Москву в 7:23 (вместо 6:49). Время в пути составит 11 часов 28 минут вместо нынешних 9 часов 52 минут.
За 11 часов 28 минут на машине можно съездить из Москвы в Великие Луки и вернуться обратно в Москву, попутно выпив чаю с видом на Ржевский мемориал, и при этом ни разу не превысить скорость.
Что касается поезда №63/64 Москва – Псков, то теперь он будет отправляться из Москвы в 21:13 (вместо 21:41), прибывать в Псков в 13:49 (вместо 12:10). Время в пути составит 16:36 (вместо 14:29). В обратную сторону поезд будет отправляться из Пскова в 13:54 (вместо 15:15) и прибывать в Москву в 7:23 (вместо 6:49). Время в пути увеличится до 17:29 (вместо 15:34).
В принципе, это означает медленное убийство поезда. И так-то отправление в 15:15 было слишком ранним. Фактически люди теряли половину воскресенья (а он ходит по воскресеньям). Старт в 13:54 делает поезд вовсе бессмысленным. Это выброшенный день.
Да, у поезда 63/64 есть альтернатива в виде фирменного поезда «Псков», который идет быстрым и удобным графиком и другим маршрутом, но тамошний тариф далеко не всем псковичам по карману. Мне кажется, поезд 63/64, который ходит в Псков по пятницам и обратно по воскресеньям, держат только ради того, чтобы сохранить фирменность десятки (по правилам, фирменный поезд может ходить только при наличии нефирменной альтернативы).
Дооптимизировались
Ну и напоследок. Поезда 661/662, 63/64 и 9/10 обслуживались Псковом. Это неплохо. Небольшой городок, свой резерв проводников, свои рабочие места… Теперь поезд 9/10 отдают в Москву, а 61/62/63/64 завяжут в общий оборот с поездом 677/678 Петербург – Великие Луки. Это значит, что обслуживание поезда передадут в Петербург, а псковские бригады расформируют.
И еще есть вопрос, что станет с двумя поездами.
Неясна судьба поезда №1/2 Москва – Рига. После открытия границ его вернут, но куда и каким маршрутом, пока неизвестно. Отправляться он будет или с Ленинградского, или с Белорусского вокзалов.
Кроме того, неизвестно, что станет с поездом №55/56 Москва – Гомель. Его «нитку» (то есть расписание) на участке от Москвы до Вязьмы отдали пока поездам 61/62/63/64. Решать его судьбу также будут только после открытия госграниц.