Найти тему
Войти в IT

Как правильно подбирать процессор для компьютера

Оглавление

Подробный гайд по выбору CPU для вашего ПК!

Статья носит образовательный характер, мы ни к чему не призываем и не обязываем. Информация представлена исключительно в ознакомительных целях.

Этот гайд призван помочь обычному пользователю выбрать процессор для своего компьютера, а также дать понимание специфики работы процессора и подсистемы памяти компьютера.

За что отвечает процессор?

Если совсем примитивно, он отвечает за любые математические, физические, логические, постановочные операции и за распределение ресурсов.

Как-то очень абстрактно?

Привожу общедоступный пример, допустим, вы прогуливаетесь по улицам Лос Сантоса в ГТА, и видите, что возле вас заспавнился любой случайный объект, пусть это будет газета лежащая на земле.

Почему она заспавнилась здесь, почему она не заспавнилась где-то в другом месте, где образно мы её не могли бы видеть? Потому что совместно с общеигровой логикой геймдизайна (той самой, что все происходит вокруг игрока, и мир в игре не живёт своей жизнью, а всё же подстраивается под игрока в виду невозможности реализовать это) нет смысла создавать объекты, которые бессмысленны и никак не взаимодействуют с игроком. А почему? Ну, потому что вашему компьютерному железу не хватило бы ресурсов симулировать жизнь во всем открытом мире города, и он реализует то, что в первую очередь по мнению дизайнеров, могло бы развлечь вас и при этом не потратить слишком много ресурсов, чтобы игра не начала вести себя нестабильно.

Но вы можете спросить, а какую роль играет процессор помимо компьютерных игр?

Ключевую, отвечу я. Допустим вы решиили зарендерить какое-то видео в Adobe Premier, вы всё подготовили и нажали на кнопку "Начать обработку медиа файла". Тут начинает работать наш процессор и подсистема памяти, но возникает вопрос, что такое подсистема памяти в компьютере?

Грубо говоря, это цепочка, которая связывает ваш долгосрочный накопитель, вашу оперативную память и процессор.

Если ваш диск тут играет не самую важную роль, то оперативная память, то, что связывает её с процессором, и сам процессор - самое важное.

Вообще, у компаний AMD и Intel, общение между процессорами и оперативной памятью происходит очень по разному. Даже в новейших основных линейках процессоров, одной и той же компании, эта операция может розниться по способу достижения цели.

Обусловлено это тем, что у базовых, домашних процессоров, намного меньше ядер, чем у монструозных серверных решений.

Для примера возьмём этот скриншот, тут показаны способы передачи данных или топологии процессоров.

-2

В первом случае, мы видим, как общаются настольные процессоры Intel, информация идёт будто по кругу, в то время как полупрофессиональные процессоры Intel и серверные решения работают по другому сценарию - по меш архитектуре.

В общем случае бывают 3 варианта подсистемы памяти, для наглядности я нарисовал схему.

-3

На рисунках обозначены: оперативная память, мостик, через который данные от оперативной памяти идут к процессору, и сам процессор.

  • В первом случае у нас есть оперативная память, вроде бы хорошая и её хватает, есть процессор, который тоже готов к работе и ждёт данных от оперативной памяти, но между ними мост, который ограничивает потенциал всех наших комплектующих, он не даёт пройти подготовленным данным от оперативной памяти к процессору, из-за чего процессор ровно также, как и оперативная память, не может работать на 100%.
  • Далее мы видим обычный, балансный сценарий, тут у нас хватает всего, как ширины моста, чтобы передать данные от ОЗУ к процессору, так и мощностей процессора и оперативной памяти.
  • Третий вариант утопический, потому что для нас это идеально работающая подсистема памяти процессора, тут у нас лучшая оперативная память и процессор, который готов брать всё больше и больше данных на обработку через идеальный мост. Если у вас такая подсистема памяти, то, допустим, в игре, у вас всё будет упираться в видеокарту и её возможности.

Примерно так все это и работает. Теперь с пониманием этого переходим непосредственно к выбору процессора.

Какие характеристики учитывать при выборе?

  • Первая, и наверное, самая важная - количество ядер. Да, тут есть свои нюансы, и их очень много, допустим FX8300 у которого 8 ядер, будет являться худшим решением чем INTEL CORE I5 10600K, у которого всего 6 ядер. Да и такое бывает, но этот критерий для нас все равно очень важен.
-4
  • Дальше нас интересует тактовая частота наших ядер, а также всё с этим связанное, до скольки они бустятся автоматически, при каком вольтаже, при каком тепловыделении, какой среднестатистический разгон данного образца процессора. На сайтах чаще всего пишут буст на 1 ядро, это сделано специально маркетологами, чтобы ввести вас в заблуждение. Нас же интересует до скольки бустится и разгоняется процессор по всем ядрам. Всю эту информацию без проблем можно найти в интернете, благо материалов куча.
-5
  • Так же нас интересует тепловыделение процессора. Его вам тоже не покажут в описании, ведь чаще всего на сайтах магазинов указывается номинальное (базовое) тдп процессоров на сток частотах. Всю эту информацию и примерные значения вы тоже сможете найти в интернете.
-6
  • По напряжению примерно та же картина - смотрим нужные вольтажи для разгона в интернете, смотрим какие безопасные и выставляем при разгоне.
  • Дальше нас интересует чипсет, который нужен нашему процессору. Допустим у нас процессор 3500X , и нам нужна материнская плата с чипсетом AM4. Мы начинаем гуглить и видим огромное количество материнских плат, разных версий и ревизий, и как выбрать нужную, совсем не понятно.
Чаще всего производители делают 2-3 чипсета в одной линейке, образно a320 b350 x370. Первая цифра в данном случае показывает серию материнских плат - это 300 серия, вторая цифра показывает по большей части возможности нашей материнской платы.
  • Вам нужно понимать, чем лучше у вас чипсет, тем, как правило, у вас больше возможностей по модернизации вашей компьютерной системы в плане разгона, количества линий PCI и много другого.
-7
  • Так же обращаем внимание на архитектуру. Это как и из чего построен процессор, это та логика работы которой он будет пользоваться работая с другими комплектующими, это то, по какому технологическому процессу он построен.
  • Важно понимать, что процессоры AMD Raizen ZEN, ZEN + и ZEN2 плохо подходят для игр, в виду особенностей архитектуры, а образно, процессоры построенные по архитектуре скайлейк и всём, что новее от Intel, значительно лучше подходят для подобной активности.
  • Но сейчас лучшие процессоры имеют архитектуру ZEN3, они отлично показывают себя как в играх, так и в рабочих задачах, из-за многолетнего улучшения и доведения ЗЕН АРХИ до такого состояния, AMD и стали сейчас лучшими, но в данный момент времени, процессоры AMD (ZEN3) стоят слишком дорого, из-за чего для игровых сборок, люди берут себе новые Intel.
-8
  • И последняя важная характеристика - максимальная частота оперативной памяти. Эта характеристика тоже очень не однозначно и не понятно подаётся, ведь допустим на процессоре I5 9600k написано, что максимальная частота оперативной памяти равна 2666 мгц, но это не так, ведь если взять хорошую материнскую плату с возможностью разгона оперативной памяти, контроллер памяти (звено в процессоре) данного камня позволяет взять частоту в 4000 и больше, но если у вас нет такой материнской платы, это становится невозможным, так что от части, та информация, что указана, - правдива.
-9

Итог

Ну вот и мы разобрались, как работает процессор, как работает подсистема памяти, куда смотреть, а что в итоге?

В утопии, нам нужно найти такой процессор, у которого будет много ядер, высокая тактовая частота этих ядер, который сможет позволить разогнать память до высоких частот, будет стоить не дорого и не будет греться и требовать много мощностей от вашей розетки.

Но это всё утопия и чаще всего, мы ищем какой-то компромисс.

Так что выбирайте по своему карману, опираясь на те характеристики, что я вам указал.

На этом все! Всем спасибо за внимание!