Найти тему
Северный Леорат

Как сводить музыку в домашних условиях, несколько советов начинающим

Оглавление
Я за работой над песней
Я за работой над песней

Зачастую начинающие музыканты и звукорежиссеры боятся слова сведение, считая что эта работа крайне сложна, требует больших знаний, опыта и под силу только профессионалу, но на практике это совсем не так. Любой профессионал когда то был новичком и так же как вы не имел уверенности и сомневался в своих возможностях, так как же он стал профессионалом? Верно, он практиковался. Сейчас я предлагаю вам сделать первые шаги в записи и сведении вокально-инструментальной музыки.

Мифы и реальность, несколько правил сведения

1 - Чем лучше запишешь, тем легче и меньше сводить - это чистейшая истина. Профессионалы в студиях иногда даже вообще не прибегают к сведению, выполняя лишь шаблонные действия по панорамированию инструментов и усадке вокала в общий микс, что обусловлено изначально качественной и правильной записью. Я считаю что минимальное косметическое сведение все таки делать нужно, чтобы добавить выразительности треку. Это позволит сделать и без того хорошую запись еще лучше.

2 - Нельзя сводить в наушниках - миф в условиях домашней записи. Человек как правило привыкает ко всему и поработав несколько проектов в наушниках и прослушав результаты на разных устройствах, вы поймете где именно и в какую сторону врут ваши наушники и научитесь корректировать эту погрешность. По части порчи слуха это тоже миф, так как за сведением вы проводите не так уж и много времени, а сформировавшееся неправильное мышление быстро лечится покупкой студийных мониторов и работой, что говорится, по канону. Если сведение в наушниках портит слух, то от ежедневного прослушивания, особенно если вы слушаете музыку внимательно, с позиции музыканта, ваш слух давно должен бы был сильно исказиться, притупиться или исчезнуть вовсе. Да, сведение в наушниках считается технически неправильным подходом, но тем не менее сводить в наушниках возможно.

3 - Сводить дольше 15 минут нельзя, слух привыкает и перестаешь объективно понимать картину микса - технически это правда, давно доказанная физиологией и сурдологией, но на деле новичку не стоит спешить, ведь спешка в учебе приведет к ее нерезультативности. Существует масса методик дополнительного объективного и субъективного контроля результатов сведения, основными из которых являются так называемые референс и шит-контроль. Референсом называют сравнение своей работы с эталонным треком, выбранным из наиболее похожих по звучанию на вашу задумку, профессиональных треков. Шит контроль - прослушивание вашей работы на плохом и бытовом оборудовании (телефоне, компьютерных колонках, различных наушниках, в машине и т д), то есть на том, на чем скорее всего вашу песню и будут слушать. Если звучание везде удовлетворительное, можете быть уверены что вряд ли найдется какое то устройство, на котором звучание будет непростительно сильно отличаться в худшую сторону.

Принципы простейшего сведения

Напомню, плохую запись не спасет ни сведение ни мастеринг, потому запаситесь терпением и прежде всего настройте инструменты, программы и оборудование, после чего запишите всё максимально качественно, соблюдая принцип дабл трека (каждый аккомпанирующий инструмент пишем два раза одну и ту же партию, один для правого уха, другой для левого, в последствии это потребуется для формирования широкого стерео звучания).

Так как речь идет о домашней записи, ударные у вас скорее всего будут созданы с помощью виртуальной установки, такой как addictive drums, pro drummer, EZ drummer, supperior drummer и др. Сводить такие барабаны новичку не нужно, так как это уже сведенные семплы реальных установок, созданные профессионалами на студии, потому выбираем понравившийся пресет и прописываем свою партию.

Бас - если есть бас гитара, то сведение будет минимальным, небольшая эквализация и компрессия, эквалайзером подрезаем лишний верх, чтобы не мешать другим инструментам, а в компрессоре выбираем предустановку так, чтобы каждая нота звучала на одинаковой громкости, не стоит крутить компрессор самостоятельно не изучив принципов его работы, так вы либо не получите результата, либо испортите звук. Бас гитару не нужно писать два раза, так как по современным стандартам, бас в панораме всегда должен находиться в центре, то есть в моно. Если бас развести в широкое стерео, вы потеряете мощность звучания и сделаете микс "мыльным" - что значит неразборчивый, нечитаемый, мутный и утомляющий слух, при этом он будет звучать очень странно и непривычно на фоне качественных студийных записей.

Если у вас нет бас гитары, вы можете воспользоваться виртуальной бас гитарой, аналогично ударным, за исключением того, что эквалайзер вам здесь понадобится для того чтобы сделать бас более упругим, басовым и избавиться от лишнего верха - причины частотных конфликтов с фортепиано и электрогитарами. Если нет желания возиться с пиано роллом (прописыванием партии "кубиками" в компьютере), то берем гитару, наигрываем партию и опускаем вниз на октаву с помощью питч шифтера (12 полутонов, 8 тонов, в разных программах разные единицы измерения), после чего применяем компрессию и эквализацию по вышеописанной схеме. Реверберации и других пространственных эффектов на басу не применяется по причине "замыливания" звука.

Гитары - вот мы и подошли к инструментам, которые необходимо писать дважды. Записываем партии, разводим одну влево, а вторую вправо по следующей схеме - акустические гитары и чистые электрогитары разводим на 100% по сторонам, перегруженные ритм гитары делаем немного уже, примерно по 76%, соло гитары пишем одной партией и оставляем в центре. Из обработок - эквалайзер по вашему вкусу и реверберация для чистых и акустических гитар, а для перегруженных электро эквалайзером срезаем всё что ниже 100 Гц и 5 кГц, реверберацию не применяем (профессионалы применяют очень мало и очень осторожно. На вашем этапе я советую воздержаться от реверберации вообще, дабы не испортить трек, ее отсутствие не будет бросаться на слух). Для соло гитар применяем при необходимости эквалайзер, обязательно реверберацию и дилэй, но не переборщите, слушайте чтобы гитара гармонично вписывалась в композицию, не забывайте что соло должно звучать посередине, не используйте стереорасширители. В случае наличия второго контрапунктного соло инструмента, можно немножко развести их, один вправо, другой влево, примерно на 5-20%, ни в коем случае не больше, такие эксперименты могут проводить только профессионалы, ориентируясь по своему слуху, опыту прослушивания и сведения. Вам же сейчас нужно получить приемлемый результат.

Не забывайте периодически сравнивать вашу работу с референсом, на предмет яркости, ваш трек не должен звучать глуше. Мутный и глухой звук как правило "не цепляет" и "не качает", то есть не производит положительного эффекта на слушателя и выключается им в пределах первой минуты прослушивания как некачественный и скучный. Кроме того, прослушивание референса "возвращает ваш слух с небес на землю", возвращая понимание о степени глухоты и грязи в вашей работе.

С различными клавишными работаем как с гитарами, с фортепиано как с акустикой, с рок-органами как с перегрузом (кроме эквализации), с синтетическими пэдами как с акустикой, но делаем тише, на фоне, чтобы не забивать все звуковое пространство, вытесняя другие инструменты, а с имитациями других инструментов, таких как духовые, скрипки (кроме пицикато (короткие звуки скрипки), их делаем по ширине на 30-40%), работаем индивидуально, здесь вам есть простор для творчества. Цель - расположить инструмент так, чтобы он звучал логично, на своем месте и при этом не перебивал собой другие инструменты и вокал. Это касается и всех нестандартных необязательных инструментов (кроме гармоней, баянов, аккордеонов, волынки и губной гармошки, их пишем строго по центру, а присутствие регулируем громкостью и эквалайзером), таких как варганы, перкуссия, народные флейты и свирели, вокализ (пение без слов, вроде "ааа-аа-аа" и т п), бэк вокал (про него более подробно дальше в статье).

Крайне не рекомендую в качестве первого опыта сведения, использовать слишком много инструментов, так как вы можете просто не справиться, получив на выходе "кашу" и ваш страх перед сведением только усилится. Сейчас вашей целью должен стать простой, но качественный проект - готовая песня, которую не стыдно показать друзьям и опубликовать в соцсетях.

Вокал

Вокал я выношу в отдельный заголовок, так как работа с вокалом является довольно обширной темой со своими особенностями, правилами и приемами, использованием дополнительных программных средств, таких как питч корректор и метр корректор (в случае пения одной и той же фразы в несколько голосов, в унисон или с имитацией выкрика толпы). Питч корректор представлен такими программами как Melodine, vari audio и всем известный автотюн (только в ручном применении с целью правки нот, а не придания голосу синтетического эффекта, ведь мы пишем ВИА музыку, а не клауд рэп, а новичку экспериментировать с художественной выразительностью не советую до 3х успешных простейших проектов, сведенных по стандарту, но качественно, когда у вас начнет получаться, тогда можно и поэкспериментировать).

Итак, даже если вы мастер вокала и идеально интонируете на сцене, в записи вам всё равно потребуется питч коррекция, так как в записи неточности слышны куда сильнее чем во дворе или со сцены. Расписывать как именно проводить питч коррекцию я не буду, для этого много видеоуроков на youtube и яндекс эфире, в которых данная работа наглядно показана и разъяснена, но уточню несколько моментов чтобы предотвратить некоторые ваши ошибки и уберечь вас от траты времени на бессмысленную работу.

1 - Автотюн не спасает от тембральных ошибок и "дроздов"

2 - Автотюн не спасает от тонального дрожания голоса

3 - Автотюн не спасает от совершенно "левых" и кривых нот

Во всех этих случаях возникают артефакты в звуке (шелчки, потрескивания, "эффект элджея"), что сильно портит звук, создает ощущение неестественности голоса и прямо указывает на пользование автотюном, что дескредитирует вас как музыканта для непрофессионалов, не понимающих важность квантизации в записях.

Применяется питч коррекция для подгона голоса идеально по центру ноты, чтобы сделать звучание микса единым целым, добиться большего слияния голоса с аккомпанементом, а также для того чтобы поправить ошибку в ноте (не та нота, но взятая чисто и правильным тембром). Из этого следует неутишительный вывод, что автотюн не спасет вас если вы не умеете петь, поможет только обучение вокалу и практика, чаще пойте, записывайте себя, слушайте свои ошибки и исправляйте их.

Немного о метр коррекции, такой например как программа Vocalign. Квантизация вокала по метрике нужна для того, чтобы спетая дважды одна и та же фраза, звучала буква в букву, а не вразнос. Программа к сожалению не работает внутри DAW, для ее использования придется вырезать и экспортировать фрагменты, обрабатывать отдельно, подгоняя программой один голос под другой, а затем возвращать в рабочую станцию на нужное место. Суть действия программы заключается в подгонке волны редактируемой дорожки под эталонную.

Сведение вокала - даже при условии качественной записи, здесь применяется больше обработок чем при сведении хорошо записанных инструментов. Залогом хорошего результата конечно же будет являться хороший микрофон и хорошо спетый материал. Вначале делается питч и метр коррекция, затем добавляется эквалайзер, компрессор, ревербератор. При работе с вокалом, если запись проводилась качественным микрофоном, новичку рекомендую воспользоваться пресетами, в особенности это касается компрессора. Реверберацию тоже установите пресетом, но затем подгоните ее количество и длительность вручную под звучание вашего микса, тогда вокал будет находиться внутри композиции в одном строю, между инструментами, а не висеть где то сверху, будто вокал был наложен на готовую минусовку, а не спет единым целым с музыкой.

Мастеринг

Мастеринг - подгонка готового трека под современные стандарты громкости. Если вы при сведении сделали всё правильно, то мастер эквализация вам не потребуется. Суть мастеринга должна сводиться к подгонке громкости компрессором и максимайзером (жестким лимитером), чтобы ваша песня звучала на одном уровне со всеми другими включая профессиональные записи. Новичку я рекомендую использовать специальные программы плагины для мастеринга, такие как izotop ozone, которую необходимо добавить на мастер канал (выходная дорожка, смешивающая все ваши инструменты и вокал в две дорожки стереопары (право и лево), затем вы должны выбрать пресет и отключить в нем все обработки кроме компрессора и максимайзера, все дорожки следует еще раз проверить на клиппинг (выход волны за пределы дорожки, перегрузка канала, дающая хрипы, треск и грязь) и по необходимости выровнять уровни громкости, чтобы все партии звучали корректно и вокал был хорошо слышен, текст разборчив, но при этом чтобы голос не забивал музыку. Далее экспортируем выделенную область проекта с вашим треком в двух форматах - MP3 (для использования) и WAV (в случае успеха и достаточного качества, для отправки дистрибьютору и официальной регистрации себя как музыканта (у вашей песни будет обложка в соцсетях, а у вас карточка музыканта и защита авторских прав))

Я оставлю небольшой пример песни, сделанный мной не так давно в домашних условиях для размещения на видеохостингах. Приблизительно такого уровня вы сможете добиться, следуя моим инструкциям. а может быть у вас получится даже лучше. Успехов в творчестве и качественных результатов!