Найти тему
Александр Долгих

Олимпиадная задача для 8 класса, которая решается устно

Обожаю такие задачки. Геометрия в отличие от алгебры заставляет думать всегда. В алгебре можно научиться алгоритму и решать задачи, не думая, на автомате. В геометрии такой номер не проходит. Особенно, когда речь идет об олимпиадной задачке, когда не знаешь на какую она тему и с какой стороны подступиться.

А эта задача прекрасна тем, что, несмотря на свою олимпиадность, она решается устно буквально в два действия.

Подсказки я вам дал, смотрите на рисунок и думайте как найти красный отрезок YX.

Перед вами прямоугольник. Все остальные данные отмечены на рисунке, дополнительных условий нет.
Перед вами прямоугольник. Все остальные данные отмечены на рисунке, дополнительных условий нет.

Сразу начинаю рассказывать решение, так что не листайте дальше, если не успели подумать самостоятельно. Подсказка - начните с углов.

***

Как я уже сказал, хорошо бы начать с углов. Так как углы В и С прямые, а прямые ВХ и CY делят их пополам, следовательно каждый из отмеченных на рисунке углов равен 45°. Считайте, что ползадачки уже решено.

Теперь смотрим на треугольники ABX и и CDY. Они равнобедренные и прямоугольные [почему - догадайтесь сами]. Стало быть AX=AB=YD=CD=6.

Значит AX+YD=6+6=12. А так как вся сторона AD=11, следовательно YX=12-11=1. Вот и вся задачка. Это я тут на три абзаца решение расписал, в уме все это делается за секунды. И тем не менее задачку почему-то дали на олимпиаде.

***

какой вывод следует из всей этой истории? Их два. Первый - не так страшны олимпиадные задачки. Второй - геометрия - это интересная штука, отлично развивающая мозг.

Ещё интересно: В 90-ых эту задачу школьникам давали для устного счета, а теперь и письменно не все сделают

Японская головоломка. Дал детям на уроке геометрии. Им понравилось

Олимпиадная задачка для начальной школы, которая многих вводит в заблуждение, но решается в два действия