Найти тему
История войн и оружия

Французский Пе-2 бомбардировщик-штурмовик Бреге Вr. 69-й серии.

Вr.690
Вr.690

В середине 30-х гг. в нескольких странах началось проектирование многоцелевых тяжелых двухмоторных истребителей-монопланов. В Германии в 1934 г. начали работы над будущим Мессершмитт Bf 110, в Амстердаме за "легкий крейсер" Фоккер G.I. A, во Франции в октябре 1934 г. техническая служба ВВС выдала задание на трехместный истребитель категории СЗ с пушечным вооружением направленным вперед. Он был предназначен для перехвата, сопровождения и использования в качестве лидера одномоторных истребителей.

Во Франции конкурс выиграла фирма Бреге со своим Вr.690, его разработал коллектив Жоржа Рикара, наиболее характерной чертой самолета был короткий нос фюзеляжа, он представлял собой свободнонесущий моноплан со средним расположением крыла. В фюзеляже размещались пилот, штурман и стрелок-радист.

Вооружаться он должен был двумя 20-мм пушками "Испано-Сюиза" в фюзеляже и одного 7,5-мм пулемета МАС 1934 на подвижной установке в задней кабине. Крыло и фюзеляж цельнометаллические. Элероны и рули обшиты полотном.

-2

На самолете стояли два двигателя воздушного охлаждения Испано-Сюиза 14АВ 02/ 03, каждый взлетной мощностью 650 л. с. и 680 л. с. на высоте 3 500 м. Был мотор левого и правого вращения. Запас горючего в 705 л. распределялся между крыльями и мотогондолами.

Опытный "690-й" стали делать в 1935 г, официальный заказ был получен 26 марта 1937 г., когда она была почти завершена.

В штабе ВВС не было единого мнения об использовании истребителя, одна группировка придерживалась теории Дуэ и Рикар делал прикидки по использованию самолета как двухместного штурмовика. Но переделывать истребитель было уже поздно и первый прототип Вr.690 решили оставить в первоначальном виде, правда, двигателей "Испано-Сюиза" пришлось ждать 9 месяцев, они всех уходили на серийные самолеты Р.630.

Весной 1938 г. самолет поднял в воздух шеф-пилот фирмы Морис Класс. Через четыре месяца прототип отправили на официальные испытания в СЕМА. Бреге превзошел Р.630 по летным данным, был прост в пилотировании и имел отличную маневренность. Выяснилось, что масляные амортизаторы шасси оказались недостаточно прочными и самолет вернули на завод.

Вr.691
Вr.691

14 июня 1938 г. выдается заказ на 100 двухместных штурмовика-бомбардировщика, обозначенных как Вr.691АВ2, потом заказ увеличат до 204 самолетов, это решение встретит яростное сопротивление некоторых работников штаба ВВС, которые отрицали саму идею специального самолета-штурмовика.

У базовой конструкции убрали место штурмана и разместили там бомбоотсек на 8 50 кг бомб. Пушку оставили одну по правому борту в передней части фюзеляжа, огонь из нее вел пилот. Прицел при стрельбе и бомбометании с пикирования использовался Байле-Ленар 40. Помимо пушки было два 7,5-мм пулемета MAC 1934. Пушка и пулемет могли отклоняться вниз на 15 градусов. В носу монтировали фотоаппарат Фасин 20. У стрелка-радиста в задней кабине был 7,5-мм пулемет сначала на подвижной установке Алкан 220, затем на Алкан 224, еще один такой же пулемет стрелял вниз-назад, стрелок для открытия огня нажимал педаль.

Штурмовик был длиннее, чтобы сохранить центр тяжести в первоначальном положении. Ход амортизаторов шасси и хвостового колеса увеличили, размер хвостового колеса увеличили. Из передней кромки крыла под мотогондолы перенесли масляные радиаторы. В каждой мотогондоле добавили по баку на 140 л. Секция фонаря пилота теперь не сдвигалась назад, а ее половины стали откидываться набок.

Первые 100 Вr.691 хотели оснастить "Испано-Сюиза" 14АВ10/ 11, которые развивали взлетную мощность 700 л. с. и 725 л. с. на высоте 3 250 м. Для операций на малых высотах должны были поступить моторы 14АВ12/13 (800 л. с. взлетной мощности и 745 л. с. на 650 м). С различными видами моторов скорость составляла 480 - 490 км/ч.

Меньше чем за год после подписания договора о серийном производстве с конвейера сошел первый штурмовик. В октябре эскадрилья 1/54 из 54-й эскадры получила первые пять машин.

Но тут оказалось, что мотор не обладает ожидавшимся ресурсом, он страдает "детскими болезнями" и ненадежен. Решили заменить двигатели на звездообразные "Гном и Рон" 14М, они 700 л. с. на взлете и 660 л. с. на 4 000 м. Один самолет получивший эти моторы получил наименование Вr.693-01 и 24 ноября поступил на официальные испытания в СЕМА, они прошли успешно. С 79-й машины все штурмовики стали выпускать с "Гномами и Ронами". 79-й серийный поднялся в воздух 2 марта 1940 г.

Вr.693
Вr.693

693-й отличался от 691-го ничем не отличались, кроме моторов. На последних сериях ввели пулеметы в хвостовой части мотогондол.

Дополнительный заказ на Вr.693 разместили в Бельгии, он должен был выпустить 9 самолетов для французских ВВС и 34 Вr.694 для бельгийской военной авиации. Но планы не были реализованы, страна была оккупирована немцами.

Вr.694 разработали по запросу правительства Швеции, это был трехместный тактический разведчик с двумя "Гномами и Рон" 14М4/5, которые развивали 710 л. с. на взлете и 680 л. с. на высоте 4 000 м. На нем была восстановлена кабина для наблюдателя с плановым фотоаппаратом. Вооружался он одним неподвижным пулеметом спереди и одним в задней кабине. Шведский заказ на 12 самолетов был аннулирован, но бельгийские военные проявили интерес к модификации трехместного разведчика и двухместного бомбардировщика. Опытный Вr.694-01 впервые взлетел 20 января 1940 г. и 1 июня был передан морской авиации. Моряки хотели заказать для береговых частей 100 "693-х".

Еще одна модификация Вr.695 отличалась другими двигателями "Пратт и Уитни" взлетной мощностью по 825 л. с., так как пришлось переконструировать мотораму, переместить легкие американские двигатели вперед, чтобы улучшить центровку, увеличить капоты моторов, обзор у пилота по сторонам ухудшился, ухудшились взлетно-посадочные характеристики, увеличившееся лобовое сопротивление понизило скорость на 6 %.

23 апреля 1940 г. поднялся в воздух первый серийный самолет Вr.695. В июле машины начали поступать в части 18-го групмента (дивизии).

Конструкция позволяла устанавливать различные типы двигателей, еще на этапе проектирования Рикар хотел поставить моторы "Гном и Рон" 14N мощностью 980 л. с. на высоте 4 530 м. Проект назвали Br. 692AB2. Но требовалась значительная переделка машины и эта модификация не ушла дальше чертежей.

Вариант двухместного легкого бомбардировщика назывался Вr.696, у него были моторы "Гном и Рон" 14М6/7, у него был увеличенный бомбоотсек, который мог вмещать четыре 100-кг бомбы или две 200-кг. Бомбардир-радист имел прицел Бронзавиа D30, который проходил через пол его кабины. Вооружался самолет двумя 7,5-мм пулеметами стрелявшими вперед, оборону сзади обеспечивал 7,5-мм пулемет на подвижной установке.

Опытный образец Вr.696-01 взлетел 3 ноября 1939 г. Началась подготовка завода к выпуску Вr.696В2. Но приоритет отдали штурмовикам и от него отказались в пользу Вr.697АВ2, которые стали выпускать весной 1940 г.

На самолете Вr.697 поставили двигатели "Гном и Рон" 14N48/49, которые развивали мощность по 1 070 л. с. на высоте 2 210 м. Эти работы шли по программе создания тяжелого двухместного истребителя Вr.700С2, экспериментальный самолет с 14N 48/49 получил наименование Вr.697-01. Он взлетел 19 октября 1939 г. в Виллакублэ. Она имела выросшую скороподъемность и максимальную скорость 570 км/ч.

В феврале 1940 г. заказали два опытных истребителя Вr.700С2, он основывался на планере Вr.690, но должен был иметь 30-мм пушку. Его максимальная скорость на высоте 4 000 м должна была составлять 600 км/ч. До поражения в войне с немцами успели построить только полноразмерный макет. Экспериментальный Вr.697-01 уничтожили.

Еще одним был проект Вr.698Вр2 - двухместного пикирующего бомбардировщика, двигатели должны были быть как и у "693-го", интересными были аэродинамические тормоза в виде элеронов особой конструкции, они работали по принципу фирмы "Юнкерс". Потом гестапо допытывалось у Рикара, не был узел результатом французского шпионажа.

Еще одной модификацией был Br.699B2 с двигателями SB4-G "Туин Уосп Джуниор, но и она не ушла дальше чертежей.

Последней модификацией "690-го" стал двухместный палубный штурмовик-бомбардировщик Вr.810 с "Гном и Рон" 14М4/5. Он должен был иметь складывающиеся крылья, посадочные щитки и крюк.

В октябре 1939 г. эскадрилья 1/54 начала переучиваться на Бреге, потом на них перешли и две оставшиеся эскадрильи 54-й эскадры. Потом их объединили в 6-ю бригаду штурмовиков-бомбардировщиков. В январе 1940 г. на Вr.691 стала перевооружаться 51-я эскадра. У наземного состава их репутация была неважной из-за низкой надежности моторов "Испано-Сюиза", а также шасси. 15 апреля 1940 г. 6-ю бригаду расформировали. 54-ю эскадру преобразовали в 18-й групмент (группы GBA 1/54 и Н/54), 51-я эскадра - в 19-й групмент (GBA I/51 и 11/51). 18-й групмент начал получать Вr.693. 11 мая 1940 г. GBA 1/54 имела 14 "693-х", а GBA 11/ 54 - 12 Вr.693.

GBA 1/54 совершила первый боевой вылет 12 мая, тогда 11 Вr.693 штурмовали колонны немцев у Тонжерена и были встречены сильным огнем с земли. Было сбито 7 машин, один был так поврежден, что разбился при посадке в Бапауме, еще один сел на вынужденную в Берри-о-Бак. Только два самолета вернулись на свой аэродром, причем один был настолько поврежден, что ремонту не подлежал.

GBA 11/54, которая выполняла похожее задание потеряла один самолет из 7 Вr.693.

Вr.695
Вr.695

В то время 19-й групмент переучивался на Вr.693, группа GB 11/35 с Вr.691 и Вr.693, она рассматривалась тогда как резервная. Когда 18-й групмент отступал, он получил пилотов из GB 11/35. В конце концов и 19-й групмент тоже вступил в бой. На задания пилоты летали с Р.633 и Вr.693, 14 самолетов штурмовали противника в районе Арраса 20 мая. Р.633 снимают с вооружения через два дня.

"693-е" если им удавалось достичь внезапности, несли незначительные потери. Наиболее удачно самолеты атаковали с пикирования под углом 45 градусов с высоты около 900 м. Бомбы сбрасывали примерно с 300 м. К цели подходили на бреющем полете.

18-й и 19-й групмент продолжал совершать боевые вылеты до конца войны с немцами. К 25 мая они совершили около 500 вылетов и потеряли 47 самолетов.

Облегчало восстановление самолетов и ремонтопригодность конструкции.

Вооружение Вr.693 показало себя эффективным, остается сожалеть, что на нем не стояли низковысотные двигатели.

Производство самолетов остановилось, когда немецкие войска подошли к заводам по производству "690-х". Завод в Виллакублэ собрал 224 "693-х" и 50 "695-х", из них на вооружение поступили 106 и 33. В Бурже выпустили 30 "693-х".

Правительству Виши позволили сохранить 18-й групмент из двух групп GBA I/51 и GBA I/54, всего 26 самолетов. У GBA I/51 было несколько Вr.695. В ноябре 1942 г. все самолеты были захвачены немцами, когда они вошли на территорию Виши. Часть их них переправили в Италию, итальянцы использовали их как учебно-тренировочные.

Спасибо за прочтение.

Источник. Уголок неба.