Найти в Дзене
История моды с Марьяной С.

Какими красками умеет пользоваться личная горничная?..

Горничные когда-то могли выступать и в качестве личного визажиста своей хозяйки!

Чем ближе к концу XIX век, тем активнее женщины пользовались декоративной косметикой. Главное, не кричать на всех углах, что вы это делаете, а молча - и со вкусом - подкрашиваться. :) Но если дамы всё ещё предпочитали делать вид, что их красота естественна, то тем, кто им помогал эту красоту наводить, нужно было как-то заявлять о своих умениях!

И вот в дамском журнале за 1881 год мне встретилось заметка - как раз об этом! Итак, "Образцовая горничная"...

"За туалетом", Раймундо Мадрасо, 1890-е. (сс) Wikimedia Commons
"За туалетом", Раймундо Мадрасо, 1890-е. (сс) Wikimedia Commons

"Недавно мы прочли в одной французской газете следующее объявление: "Exсellente Femme de Chambre, — Anglaise, bonne Catholique, parlant français, sachant faire les robes, coiffer, et manier les quatre couleurs, desire se placer etc." [То есть: "Превосходная личная горничная - англичанка, добрая католичка, говорит по-французски, разбирается в нарядах, причёсках, владеет четырьмя красками - ищет место"].

Всего больше нас поразило в этом объявлении "manier les quatre couleurs". Какими это четырьмя красками владеет английская усердная католичка? Вот как объяснил один французский "artiste en cheveux" [мастер-парикмахер, мастер-по-волосам/причёскам] эти непонятные иероглифы: это значит, что она умеет в совершенстве красить лицо барыне; четыре же краски, употребляемыя для этого, следующие:

"Ранний подъём", Ева Гонсалес, 1875. (сс) Wikimedia Commons
"Ранний подъём", Ева Гонсалес, 1875. (сс) Wikimedia Commons
  • Sepia, или черная, употребляемая для чернения ресниц, бровей, а также для продления углов глаз и дли придания им вида миндалины.
  • Blanc de perle и carmin, употребляемые порознь и вместе, для придания розового или сливочно-белаго цвета щекам.
  • Наконец, четвертая краска, bleu de veines, требуется для деликатного проведения жилок на висках и по обеим сторонам лба".

От себя замечу - да-да, всё это тогда было в ходу! (См. "Косметика в эпоху турнюров").

Деталь "Нана" Эдуарда Мане, 1877.  (сс) Wikimedia Commons
Деталь "Нана" Эдуарда Мане, 1877. (сс) Wikimedia Commons

Финал же заметки такой: "Эта усердная католичка-англичанка из скромности только себя называет "femme de chambre"; для нея придуман давно уже отдельный титул: "artiste саmeriere".

Наверное, это можно перевести как камеристка-художница? :)

P.S. Подписывайтесь на мой канал по истории моды и костюма! И... чем больше лайков и перепостов, тем больше статей! А если хотите узнавать больше - вам сюда: https://www.patreon.com/fashionhistory