Найти в Дзене
Sunny Blues

Майлз Дэйвис начал джазовую революцию, выпустив альбом Birth Of The Cool

Оглавление

Birth Of The Cool, записанный Майлзом Дэйвисом за три сессии в 1949-1950 годах, стал знаковым джазовым альбомом.

Обложка Birth Of The Cool
Обложка Birth Of The Cool

История записи музыки, которая в конечном итоге стала альбомом Майлза Дэйвиса Birth Of The Cool, выпущенным в 1957 году лейблом Capitol Records, увлекательна, сложна и в некотором смысле запутана, но нет никаких сомнений в ее великолепии, красоте и веховости в истории джаза.

Дело было так: в 1947 году Майлз Дэйвис играл в квинтете Чарли Паркера, заменив там Диззи Гиллеспи, который ушел в 1945 году. Дэйвис записывался с Паркером для лейблов Savoy и Dial, а первые записи, выпущенные под его собственным именем, появились в 1947 году и были на порядок лучше аранжированы и отрепетированы, чем записи Паркера.

Однако обстановка в квинтете Паркера становилась всё менее и менее комфортной для Дэйвиса, напряженность росла, и в 1948 году он ушел, чтобы сформировать свою собственную группу.

А в это же время некий человек по имени Гил Эванс, занимавшийся джазовыми аранжировками, регулярно устраивал неформальные встречи джазменов в своей квартире, на 55-й улице в Манхэттене. После аранжировки мелодий бибопа для оркестра Клода Торнхилла его репутация в джазовой среде была на очень высоком уровне.

На этих неформальных встречах было очень много дискуссий о том, куда движется джаз, и Гил Эванс был абсолютно уверен, что именно он чётко себе представляет, каким должно стать джазовое будущее.

Создание нонета Майлза Дэйвиса

Еще летом 1947 года Дэйвис и Эванс встретились, чтобы обсудить совместное творчество в музыке, и это привело к формированию нонета (коллектива из девяти музыкантов) Майлза Дэйвиса. В новый состав влился баритон-саксофонист Джерри Маллиган, который писал музыку для оркестра Джина Крупа. Также в группу вошли два саксофона, четыре духовых и ритм-секция, всего девять исполнителей.

Эванс и Маллиган провели зиму 1947/48 года, работая над проектом. Маллиган: «Мы определились, какие должны быть инструменты. У нас была высокая секция с трубой и альт-саксом, у нас была средняя секция с тромбоном и валторной, а также низкая секция с баритон-саксом и тубой. Можно было работать». Интересно, что в то время практически обязательным было наличие в любом джазовом коллективе тенор-саксофона. В данном случае решили от него отказаться, сместив центр внимания на трубу Майлза и баритон-сакс Маллигана.

Эти двое хотели с помощью Эванса создать свою идеальную группу. На альт-саксофон они выбрали Ли Конитца, также пригласили тубиста Билла Барбера и французского валторниста Сэнди Сигельстайна (оба играли в группе Торнхилла), которого позже заменил Джуниор Коллинз.

Тромбонист Джей Джей Джонсон был первым, кого они выбрали, но он был сильно предан группе из Иллинойса Jacquet’s groupе, поэтому сыграл только на последних двух сессиях. Контрабасист Эл Маккиббон, и пианист Джон Льюис были участниками оркестра Диззи Гиллеспи, для завершения формирования ритм-секции Майлз привлек барабанщика Макса Роуча из квинтета Паркера.

В сентябре 1948 года нонет разогревал выступление Каунта Бэйси в Royal Roost на Бродвее. В тот вечер в их сете были пьесы, которые они позже запишут в студии, в том числе Budo и Moon Dreams; Маллиган подготовил шесть аранжировок, Льюис - три, Эванс - две, а композитор Джон Каризи аранжировал для группы свою собственную композицию Israel. В Royal Roost Майк Цверин играл на тромбоне, и бывший вокалист Диззи Гиллеспи Кенни Хагуд участвовал в двух номерах.

Запись Birth Of The Cool

Однажды аранжировщик Capitol Пит Руголо в поиске талантов услышал нонет в Royal Roost и пригласил их в студию для записи. Они записали 12 треков за три сессии, которые длились 18 месяцев, первая из которых состоялась 21 января 1949 года в WOR Studios в Нью-Йорке, там же прошли и две другие. Дэвис, Кониц, Маллиган и Барбер были единственными музыкантами, которые играли на всех трех.

На первой сессии они записали четыре трека: Jeru и Godchild Маллигана, а также Move и Budo Льюиса. К этому времени Кай Виндинг заменил Цверина на тромбоне, Аль Хейг заменил Льюиса на фортепиано, а Джо Шульман заменил Маккиббона на контрабасе. Эти четыре композиции получились самыми удачными из 12-ти, и фирма Capitol, помня о потенциальности продаж, решила выпустить пластинки в формате 78 об / мин. Move и Budo были объединены в первом релизе, за ними последовали Jeru и Godchild.

Три месяца спустя, 22 апреля, во второй сессии приняли участие Джей Джей Джонсон на тромбоне, Сэнди Зигельштейн на валторне, Нельсон Бойд на контрабасе, Кенни Кларк на барабанах и Джон Льюис, вернувшийся за фортепиано. Они записали Venus De Milо Маллигана, Rouge Льюиса, Israel и Boplicity Джона Каризи.

Последние два трека объединили в следующем релизе на 78 оборотов в минуту, далее вышли Venus De Milo и Darn That Dream с Хагудом на вокале, которые были записаны на третьей и последней сессии, состояввшейся 9 марта 1950 года. Ещё в этот день были записаны Darn That Dream, Rocker и Deception Маллигана, а также Moon Dreams Чамми МакГрегора в аранжировке Эванса. На этот раз в составе группы были Гюнтер Шуллер на валторне и Эл МакКиббон на контрабасе.

В 1954 году Capitol выпустили восемь треков на 10-дюймовой пластинке под названием Classics in Jazz: Miles Davis. Три года спустя 11 треков (все, кроме Darn That Dream) были реализованы Capitol на пластинке, которая получила окончательное название Birth Of The Cool; последний же трек, Darn That Dream, был добавлен на LP к остальным 11-ти в 1971 года, а концертные записи нонета из Royal Roost были позже выпущены на диске Cool Boppin’.

В 1998 году Capitol Records выпустили альбом The Complete Birth Of The Cool, который был ремастирован инженером Руди Ван Гелдером и включил в себя концертные и студийные исполнения нонета на одном компакт-диске, всего 25 треков.

Ключевой альбом

Известный саксофонист Западного побережья США Азар Лоуренс, который даже ещё не родился, когда проходили сеансы записи в 1949 и 1950 годах, но играл с Майлзом Дэйвисом в течение короткого времени в 70-х годах, считает, что выход Birth Of The Cool - это важнейшее событие, большой шаг в эволюции современного джаза.

По его словам, этот альбом решающим образом повлиял на развитие джаза. Объясняя, как богатая многослойная подача сессий Майлза воздействовала на гармонический язык джаза, он продолжил: «Мы заметили качественный сдвиг в подходе людей к своим инструментам и к их звучанию».

По словам саксофониста из Лос-Анджелеса, Birth Of The Cool стал своего рода маяком для джазовых музыкантов. «Меня очень вдохновил альбом и тот период времени», - признается он. «Я узнал об этой записи от своего друга, Реджи Голсона, сына великого тенор-саксофониста и композитора Бенни Голсона, у которого дома была обширная коллекция альбомов. И вот здесь я впервые услышал Birth Of The Cool. Это было очень познавательно для меня».

Размышляя о том, что заставило Майлза Дэйвиса оставить позади горячий бибоп и искать что-то более прохладное, более эмоционально сдержанное и заранее аранжированное, Лоуренс говорит: «Майлз вырос из бибопа и определенно хотел попробовать что-то новое. Он очень любил экспериментировать и познакомился с разными подходами к джазу. Birth Of The Cool стал важным кирпичиком в строительстве джаза и помог музыке развиваться дальше. И именно с этого момента Майлз стал одним из ключевых музыкантов в джазе».

Основополагающее произведение и веха в музыке

Несмотря на то, что имя Майлза написано на конверте альбома, гении Джерри Маллигана и Гила Эванса во многом помогли добиться столь выдающегося результата. Совершенно очевидно, что это было их совместное достижение с Майлзом, который явился движущей силой, объединившей всех.

Эта пластинка полна гармонических сюрпризов, и сильна постоянным ощущением эмоциональности и волнения музыкантов. В предисловии к концертному материалу нонета использовано удачное сравнение, «импрессионизм в современной музыке».

В 1950-х это звучало очень современно, и сегодня это звучит так же современно. Birth Of The Cool - альбом, который должен быть в каждой джазовой библиотеке, это отличная музыка, и это связь между бибоперами и более поздними направлениями, которые принял джаз.

«Birth Of The Cool, безусловно, оказал на нас огромное влияние, которое трудно переоценить. Это было по-настоящему феноменальное проявление артистизма. Это было похоже на что-то, созданное Пикассо, Бахом или Моцартом, или кем-то ещё с таким уровнем выразительности. Фундаментальная работа и музыкальный ориентир».

Подписаться!

Читать также: