Найти в Дзене
Книжный стиль

Проблемы использования фотографий в дизайне. Творчество против законодательства

Фото с сайта Unplash.
Фото с сайта Unplash.

Часто на просторах Дзена я сталкиваюсь с тем, что люди, не имея никакого представления об авторском праве и защите интеллектуальной собственности, считают, что раз то, что они увидели, находится в Интернете на всеобщем обозрении, то этим можно пользоваться как заблагорассудится.

Но это в корне неверно. Абсолютно все, что мы видим (тексты, фотографии, картинки, фильмы и т.д.) защищено авторскими правами. То есть, например, скачать с сайта понравившуюся картинку для того, чтобы установить ее у себя на рабочем столе - можно. А распечатать ее в качестве принта на футболках и начать их продавать - нельзя.

Так получается, что дизайнерам приходится сталкиваться с авторским правом чаще, чем бы того хотелось. Особенно на фрилансе. Ведь большинство макетов изготавливается для их дальнейшего коммерческого использования.

Так, например, мне приходилось два раза сталкиваться с ситуацией, когда под цитатами определенных людей было принято решение ставить их фотопортреты. Казалось бы, открывай поисковую строку и вперед! Но не все так просто.

Во-первых, по нашим законам нельзя публиковать фотографию человека без его разрешения. Во-вторых, у любой фотографии есть фотограф, который ее сделал, и чаще всего авторское право на фото принадлежит именно ему. Поэтому, по-хорошему, требовалось целых два разрешения, причем на каждую фотографию. В издательствах или СМИ такие вопросы решаются достаточно быстро. На фрилансе подобной возможности нет.

А потому в одной книге от такого варианта пришлось отказаться. Со второй же возник достаточно интересный казус.

Так получилось, что на момент работы с макетом издания, авторы цитат, чьи фотографии мы собирались использовать, уже скончались. То есть получить их личное разрешение не представлялось возможным. Во-вторых, на большую часть фотографий распространялась лицензия Creative Commons CC0.

Creative Commons CC0 - это тип лицензии на изображения, когда фотография, по сути говоря, передана в общественное достояние и ее можно использовать на свое усмотрение (в том числе в коммерческих целях). Единственное, нельзя, чтобы изображения с идентифицируемыми на них людьми использовались в ситуациях, которые могут их скомпрометировать или оскорбить их достоинство, и использовать изображения с людьми или логотипами таким образом, чтобы казалось, что эти люди или компании рекомендуют ваш товар.

Исключение составляла только одна фотография, у нее была ограниченная в плане использования лицензия, к тому же не было известно, кто ее автор. Но так как и предполагаемый фотограф, и сам человек, изображенный на ней, были гражданами США, то пришлось обратиться к законодательству именно этой страны. А в нем указано, что если автор фотографии неизвестен, а человек, изображенный на ней, умер, то это может являться оправданием использования данного фото ввиду того, что разрешение спрашивать не у кого, и перефотографировать человека для новой фотографии не представляется возможным. Конечно, такие условия действуют только в том случае, если данное фото вообще единственное, и его нельзя заменить на другое, с иным типом лицензии.

То есть, если дизайнеру для воплощения его задумок требуется фотография с ограниченной лицензией, но есть другая со свободной, то лучше отказаться от первоначальной дизайнерской задумки. Иначе можно столкнуться с большими проблемами.

Чтобы таких проблем было как можно меньше, лучше пользоваться специальными фотостоками. И обязательно читать условия лицензии на данное изображение. Потому что если вы заплатите за фото, то это еще не значит, что вы можете использовать его в любых целях. Так как ряд авторов могут наложить свои ограничения.

Об основных положениях авторского права можно прочитать в статье "Авторское право. Что должен знать о нем любой начинающий писатель (и не только)?".

Если Вам было интересно, подписывайтесь на канал. Также приветствуются лайки и репосты через социальные сети.

Появились вопросы, предложения или замечания? Пишите их в комментариях!