Найти тему
Дневник оптимиста

Газовская «полуторка» третьего поколения.

Оглавление
ГАЗ-3302 "ГАЗель" стала газовской "полуторкой" третьего поколения. Адрес иллюстрации: https://avatars.mds.yandex.net/get-autoru-vos/2175909/e0741381ef0cdd20837558aa479bdfcf/1200x900
ГАЗ-3302 "ГАЗель" стала газовской "полуторкой" третьего поколения. Адрес иллюстрации: https://avatars.mds.yandex.net/get-autoru-vos/2175909/e0741381ef0cdd20837558aa479bdfcf/1200x900
-2

В послевоенные годы ГАЗ, как и другие автозаводы страны, получил правительственные директивы, направленные на увеличение грузоподъёмности грузовиков. Несмотря на инициированные коллективом разработки экспериментальной «полуторки» второго поколения, она в производство не пошла из-за того, что не приглянулась ни военным, ни гражданским.

Как развозили малотоннажные грузы в послевоенном СССР?

Только через 26 лет после войны, на 26-м съёзде КПСС, в умах государственных чиновников утвердилась мысль о нецелесообразности применения ГАЗ-51 и ЗИЛ-130 для перевозки грузов массой до полутора тонн. Однако, правительственное поручение автозаводам и деятелям автомобильной науки о разработке развозного малотоннажного грузовика было дано только в 83-м году.

Работа была поручена НАМИ и специалистам УАЗа. Было изготовлено несколько образцов, серийное производство которых планировалось развернуть в Азербайджане (Кировобад). Дело дошло до создания опытных и предсерийных образцов. Однако вспыхнувший в Нагорном Карабахе межэтнический конфликт помешал осуществиться этим планам. Финансирование новых разработок было прекращено.

ГАЗ-33023 «ГАЗель-фермер» начали выпускать в 1995 году. Он мог везти 5 человек и тонну груза. Адрес иллюстрации: http://otzyvy-avtovladelcev.ru/img/auto-body-image/753/8565.jpg
ГАЗ-33023 «ГАЗель-фермер» начали выпускать в 1995 году. Он мог везти 5 человек и тонну груза. Адрес иллюстрации: http://otzyvy-avtovladelcev.ru/img/auto-body-image/753/8565.jpg

Потребности по перевозке малотоннажных грузов закрывались поставками автомобилей такого класса из европейских стран социалистического лагеря. Потребности медиков частично закрывали «Волги» с кузовом универсал и рижские «РАФики». Для организации производства развозного 1,5-тонного грузовика денег в стране не нашлось до развала СССР.

Как создавали «полуторку» третьего поколения на ГАЗе?

В начавшей лихорадить страну «перестройке» специалисты ГАЗа быстро сориентировались и выбрали правильное направление развития, которое позволит заводу пережить тяжёлые времена и дать российским потребителям востребованный автомобиль. Для разработки «полуторки» третьего поколения деньги у государственных чиновников не «выбивали». Воспользовались правом завода использовать по своему усмотрению финансирование НИОКР.

Работы по проектированию начали в 88-м году, макет появился через год, а 91-м уже был готов предсерийный образец. Горьковчане умели проектировать и создавать экспериментальные образцы быстро. Да и обстановка в стране торопила. В качестве базовых узлов применили «волговские», успешно освоенные в производстве и имеющие достаточный запас прочности для грузовика такого класса.

ГАЗ-2705 с цельнометаллическим фургоном сошёл с конвейера в конце 1995 года и стал базой для производства нескольких разновидностей грузовых и комбинированнх фургонов. Адрес иллюстрации: https://ltruck-service.ru/wp-content/uploads/gaz-gazel-1995-celnometallicheskij-furgon-1-pokolenie-27053.jpg
ГАЗ-2705 с цельнометаллическим фургоном сошёл с конвейера в конце 1995 года и стал базой для производства нескольких разновидностей грузовых и комбинированнх фургонов. Адрес иллюстрации: https://ltruck-service.ru/wp-content/uploads/gaz-gazel-1995-celnometallicheskij-furgon-1-pokolenie-27053.jpg

На ГАЗе до войны грузовики проектировали с применением узлов легкового автомобиля, и они помогли не только в мирной жизни, но и в лихие военные годы. Такой опыт, послевоенные наработки и технология компьютерного проектирования позволили все этапы создания нового автомобиля пройти за четыре года. Новая «полуторка», несмотря на наличие в ней большого количества серийных узлов и деталей легковушки была новым продуктом, не имевших в то время аналогов в стране.

Автомобилю, на котором применили мотор ЗМЗ-402 с доработанной пятиступенчатой КПП, дали индекс ГАЗ-3302 и собственное имя «ГАЗель». В двадцатый день июля 94-го года первая «полуторка» третьего поколения сошла с газовского конвейера.

Особенности конструкции «ГАЗель».

Некоторые завистники говорят, что автомобиль «слизали» с фордовского «Транзита». Конечно, незначительное влияние мирового автопрома чувствуется в некоторых решениях, однако автомобиль стал оригинальной разработкой газовских специалистов. Обтекаемая просторная кабина соответствовала тенденциям мировой автомобильной моде. Рамная конструкция подходила к условиям производства и эксплуатации в нашей стране.

Передняя балка удачно подходила для грунтовок. Комфортабельная кабина, топливная экономичность и малая погрузочная высота выгодно отличали новый грузовик от имеющихся в эксплуатации. Легковые «манеры» грузовика пришлись по нраву водителям, имеющим любительскую квалификацию. Новому классу российских предпринимателей автомобиль лучшим образом подходил в сочетании цена-качество.

Микроавтобус ГАЗ-3221, созданный на базе кузова ГАЗ-2705, пошёл в серию в начале 1996 года. Он породил новый вид пассажирского транспортного средства - "маршрутка". Адрес иллюстрации: http://zabavnik.club/wp-content/uploads/gaz_32213_foto_43_03152838.jpg
Микроавтобус ГАЗ-3221, созданный на базе кузова ГАЗ-2705, пошёл в серию в начале 1996 года. Он породил новый вид пассажирского транспортного средства - "маршрутка". Адрес иллюстрации: http://zabavnik.club/wp-content/uploads/gaz_32213_foto_43_03152838.jpg

«ГАЗель» модели ГАЗ-3302 стала родоначальником целого семейства российских «полуторок» в которое, кроме грузовика, вошли микроавтобусы и автомобили специального назначения от медицинских до коммунальных и фермерских. Общее количество модификаций «ГАЗели» насчитывает более шести десятков.

Где выпускали и как модернизировали «ГАЗель»?

Понравившийся потребителям автомобиль собирали из комплектов, поставляемых с ГАЗа во многих местах СССР, стран СНГ и ближнего зарубежья. «ГАЗель», кроме ГАЗа, выпускалась на восьми предприятиях бывших союзных республик и в двух городах России (Абакан, Семёнов).

Только в 94-м году рынок поглотил 13,5 тысяч «полуторок» разных модификаций, планировали 10 тысяч. В следующем году выпустили почти 60 тысяч машин, потом достигли выпуска 100 тысяч и 125 тысяч «ГАЗелей» в год. В 95-м году к сборке из комплектов приступили в Европе (Чехия), а поставки осуществлялись от стран Европы до Южной Америки. Летом 2005 года с конвейера сошёл миллионный автомобиль под именем «ГАЗель».

На шасси ГАЗ-3302 монтировали фургоны и другие специальные надстройки, которые значительно расширяли сферу деятельности "ГАЗелей". Адрес иллюстрации: https://avatars.mds.yandex.net/get-autoru-vos/2171035/1235d4cdae0099955b6c03695c373ad7/1200x900
На шасси ГАЗ-3302 монтировали фургоны и другие специальные надстройки, которые значительно расширяли сферу деятельности "ГАЗелей". Адрес иллюстрации: https://avatars.mds.yandex.net/get-autoru-vos/2171035/1235d4cdae0099955b6c03695c373ad7/1200x900

В начале 2003 года автомобиль был модернизирован первый раз. Получил двигатель ЗМЗ-406, который устранил главную проблему первой серии: перегрев и недостаточную мощность мотора. Кроме того, изменился внешний вид кабины и внутреннее её оформление, способствующее повышению комфорта на рабочем месте водителя.

Модернизация закрыла часть «болезней» становления, связанных с повышением коррозионной устойчивости кузова и других узлов автомобиля и повышения их надёжности. Многочисленные нарекания потребителей по надёжности рессор и амортизаторов были частично закрыты модернизацией. «ГАЗели» в эксплуатации, как и другие газовские грузовики, безбожно перегружали, что, в большинстве случаев, становилось причиной рождения нареканий.

В последствии, появятся «ГАЗели» новых поколений, которые успешно конкурируют с зарубежными автомобилями подобного класса, занимая господствующие позиции на рынке России. О них речь пойдет в следующих публикациях.

-7

Читайте другие публикации канала «Дневник оптимиста».

-8