В послевоенные годы ГАЗ, как и другие автозаводы страны, получил правительственные директивы, направленные на увеличение грузоподъёмности грузовиков. Несмотря на инициированные коллективом разработки экспериментальной «полуторки» второго поколения, она в производство не пошла из-за того, что не приглянулась ни военным, ни гражданским.
Как развозили малотоннажные грузы в послевоенном СССР?
Только через 26 лет после войны, на 26-м съёзде КПСС, в умах государственных чиновников утвердилась мысль о нецелесообразности применения ГАЗ-51 и ЗИЛ-130 для перевозки грузов массой до полутора тонн. Однако, правительственное поручение автозаводам и деятелям автомобильной науки о разработке развозного малотоннажного грузовика было дано только в 83-м году.
Работа была поручена НАМИ и специалистам УАЗа. Было изготовлено несколько образцов, серийное производство которых планировалось развернуть в Азербайджане (Кировобад). Дело дошло до создания опытных и предсерийных образцов. Однако вспыхнувший в Нагорном Карабахе межэтнический конфликт помешал осуществиться этим планам. Финансирование новых разработок было прекращено.
Потребности по перевозке малотоннажных грузов закрывались поставками автомобилей такого класса из европейских стран социалистического лагеря. Потребности медиков частично закрывали «Волги» с кузовом универсал и рижские «РАФики». Для организации производства развозного 1,5-тонного грузовика денег в стране не нашлось до развала СССР.
Как создавали «полуторку» третьего поколения на ГАЗе?
В начавшей лихорадить страну «перестройке» специалисты ГАЗа быстро сориентировались и выбрали правильное направление развития, которое позволит заводу пережить тяжёлые времена и дать российским потребителям востребованный автомобиль. Для разработки «полуторки» третьего поколения деньги у государственных чиновников не «выбивали». Воспользовались правом завода использовать по своему усмотрению финансирование НИОКР.
Работы по проектированию начали в 88-м году, макет появился через год, а 91-м уже был готов предсерийный образец. Горьковчане умели проектировать и создавать экспериментальные образцы быстро. Да и обстановка в стране торопила. В качестве базовых узлов применили «волговские», успешно освоенные в производстве и имеющие достаточный запас прочности для грузовика такого класса.
На ГАЗе до войны грузовики проектировали с применением узлов легкового автомобиля, и они помогли не только в мирной жизни, но и в лихие военные годы. Такой опыт, послевоенные наработки и технология компьютерного проектирования позволили все этапы создания нового автомобиля пройти за четыре года. Новая «полуторка», несмотря на наличие в ней большого количества серийных узлов и деталей легковушки была новым продуктом, не имевших в то время аналогов в стране.
Автомобилю, на котором применили мотор ЗМЗ-402 с доработанной пятиступенчатой КПП, дали индекс ГАЗ-3302 и собственное имя «ГАЗель». В двадцатый день июля 94-го года первая «полуторка» третьего поколения сошла с газовского конвейера.
Особенности конструкции «ГАЗель».
Некоторые завистники говорят, что автомобиль «слизали» с фордовского «Транзита». Конечно, незначительное влияние мирового автопрома чувствуется в некоторых решениях, однако автомобиль стал оригинальной разработкой газовских специалистов. Обтекаемая просторная кабина соответствовала тенденциям мировой автомобильной моде. Рамная конструкция подходила к условиям производства и эксплуатации в нашей стране.
Передняя балка удачно подходила для грунтовок. Комфортабельная кабина, топливная экономичность и малая погрузочная высота выгодно отличали новый грузовик от имеющихся в эксплуатации. Легковые «манеры» грузовика пришлись по нраву водителям, имеющим любительскую квалификацию. Новому классу российских предпринимателей автомобиль лучшим образом подходил в сочетании цена-качество.
«ГАЗель» модели ГАЗ-3302 стала родоначальником целого семейства российских «полуторок» в которое, кроме грузовика, вошли микроавтобусы и автомобили специального назначения от медицинских до коммунальных и фермерских. Общее количество модификаций «ГАЗели» насчитывает более шести десятков.
Где выпускали и как модернизировали «ГАЗель»?
Понравившийся потребителям автомобиль собирали из комплектов, поставляемых с ГАЗа во многих местах СССР, стран СНГ и ближнего зарубежья. «ГАЗель», кроме ГАЗа, выпускалась на восьми предприятиях бывших союзных республик и в двух городах России (Абакан, Семёнов).
Только в 94-м году рынок поглотил 13,5 тысяч «полуторок» разных модификаций, планировали 10 тысяч. В следующем году выпустили почти 60 тысяч машин, потом достигли выпуска 100 тысяч и 125 тысяч «ГАЗелей» в год. В 95-м году к сборке из комплектов приступили в Европе (Чехия), а поставки осуществлялись от стран Европы до Южной Америки. Летом 2005 года с конвейера сошёл миллионный автомобиль под именем «ГАЗель».
В начале 2003 года автомобиль был модернизирован первый раз. Получил двигатель ЗМЗ-406, который устранил главную проблему первой серии: перегрев и недостаточную мощность мотора. Кроме того, изменился внешний вид кабины и внутреннее её оформление, способствующее повышению комфорта на рабочем месте водителя.
Модернизация закрыла часть «болезней» становления, связанных с повышением коррозионной устойчивости кузова и других узлов автомобиля и повышения их надёжности. Многочисленные нарекания потребителей по надёжности рессор и амортизаторов были частично закрыты модернизацией. «ГАЗели» в эксплуатации, как и другие газовские грузовики, безбожно перегружали, что, в большинстве случаев, становилось причиной рождения нареканий.
В последствии, появятся «ГАЗели» новых поколений, которые успешно конкурируют с зарубежными автомобилями подобного класса, занимая господствующие позиции на рынке России. О них речь пойдет в следующих публикациях.
Читайте другие публикации канала «Дневник оптимиста».