Найти тему
Тут открыто

Что сказать, когда близкому плохо? Слова, которые утешают

Оглавление

- Да найдешь ты еще 100 таких, оно того не стоит! Тут нечего расстраиваться!

Пытались когда-нибудь так утешить рыдающую на плече подругу, которую бросил любимый? А может и вам что-то подобное говорили?

К сожалению, это не помогает, от этих слов подруга начинает плакать только сильнее. Мы вроде поддержать хотим, помочь, а по факту для нее это звучит, как обесценивание. Она плачет, потому что ей больно. И даже если нам кажется, что причина, по которой она плачет, незначительная, это не значит, что она пустяковая для человека. Если он плачет, значит сейчас для него эта проблема неподъемна. И он имеет право на это чувство. И, увы, дежурные фразы «это пустяк, забей» не работают.

Мы хотим сказать, что слышим и понимаем, но боимся сделать только больнее. Но на самом деле работает это по-другому. Надо научиться слушать.

Активное слушание – техника, которая помогает в этом. Она помогает дать понять человеку, что мы рядом и слышим его, что мы поддержка. Техника уместна, когда вам нужно поговорить с человеком, который находится в эмоциональном накале.

Мы все бываем в ситуациях, когда нам нужна поддержка. Но ее правда сложно оказывать. Мы или обесцениваем чувства человека, или даем непрошенные советы, учим жизни и т.д. Ненамеренно, конечно, а от незнания. А человеку не нужны советы, ему просто хочется быть услышанным. Почувствовать, что он не один.

Активное слушание помогает установить контакт с собеседником, понизить его эмоциональное напряжение, дать понять, что мы реально понимаем. И для этого нам нужен искренний интерес к человеку и желание помочь. Это залог того, что техника будет работать.

Давать подтверждение чувствам человека тоже немаловажно. «Я вижу, тебе больно, ты расстроена, злишься, плачешь». Утвердительная интонация нужна для того, чтобы человек увидел – его проблема услышана.

Делайте паузы. Дайте человеку выговорится и сказать все, что ему хочется. Важно воспроизводить ключевые слова говорящего, его выражения. На это потребуется время, никакой спешки. Поэтому, если у вас нет времени, лучше не начинать слушать, чтобы не оборвать человека.

Активное слушание не подразумевает советов. Мы не расспрашиваем человека, а своим присутствием показываем – я рядом, не осуждаю, поддерживаю, понимаю.

Используя технику, вы устанавливаете эмоциональный контакт. Его используют и с семьей, и с коллегами, и с друзьями. Это универсальный прием, в основе которого лежит уважение к чувствам другого человека и безоценочная позиция.

Посмотрите на примере из жизни:

- Мама, Васька сломал мою машинку! – восклицает плачущий ребенок.

- Я тебе говорила «не бери машинку на прогулку»! – сердится мама.

В этот момент ребенок еще больше плачет. У него несчастье, так его еще и ругают.

Мама может ответить что-то в духе: «Да как он посмел, пойдем, разберусь с его мамой!» Но это тоже не то, что нужно малышу. Это тоже про обесценивание чувств ребенка. Как может строиться диалог в технике активного слушания:

- Мама, Васька сломал мою машинку! – восклицает плачущий ребенок.

- Да, вижу, Вася сломал твою машинку…

- Я всего лишь дал на минуту поиграть, а он взял и сломал, представляешь!

- Ты очень расстроился.

- Да, я очень расстроился, это моя любимая машинка…

Мама сажает ребенка на коленки,

- Да, это очень обидно.

Уже через несколько минут слезы утихают, и ребенок говорит:

- Может ее можно починить? Посмотри, тут всего лишь отломилось.

- Давай посмотрим, если получится, мы починим.

- Да, а если не получится, у меня есть еще другой экскаватор!

Все, ребенка услышали, назвали его чувства, он лучше сам стал понимать, что с ним происходит. В таких моментах развивается эмоциональный интеллект. Он был в контакте с мамой, теперь ему легче прожить боль, потому что рядом есть любящий взрослый. Его не ругали, не читали нотации, не обесценивали, а просто побыли рядом, услышали, дали возможность прожить тяжелое чувство. И все, ребенок тут же успокоился. Он опять в ресурсе, идет дальше заниматься своими важными малышовыми делами.

Давайте, подытожу основные моменты. Как использовать технику «активное слушание»:

1. Вы должны быть искренне заинтересованы в человеке. Иначе техника не сработает;

2. Больше слушайте, делайте паузы. Когда человеку больно, он хочет рассказать о чувствах, выговориться. Дайте ему такую возможность;

3. Озвучивайте чувства человека. Например, «тебе очень больно», «ты расстроен» и т.д.

4. Повторяйте часть фразы, но с утвердительной интонацией, а не вопросительной. Это звучит, как подтверждение. Оно нужно, чтобы человек видел – его внимательно слушают и слышат;

5. Не даем советы, не расспрашиваем. Активное слушание ориентировано на поддержку, а не на то, чтобы научить человека «как надо». Этой техникой мы говорим: «Я тебя понимаю, я тебя не осуждаю».

Думаю, многие сталкивались с проблемой, когда близкому больно, а мы не знаем, что ему сказать, чтобы хоть немного облегчить страдания. Попробуйте на практике эту технику, и позже расскажите – что получилось, что далось сложно.

Друзья, я приглашаю к экологичному обсуждению. Как часто вас или вы утешали так, как описано в начале статьи? Что вы чувствовали в этот момент?

Автор: психолог Елена Брыкова

Бывает, что самому слишком тяжело справиться. В таких случаях наша команда всегда на связи. Мы поможем вам наладить отношения с главным человеком в жизни – с собой.

"Тут открыто" - команда профессиональных психологов. Мы ведем канал, чтобы помочь вам найти ответы на волнующие вопросы об отношениях, предназначении, ресурсах и гармонии с собой.

Напишите нам в Инстаграм или в личные сообщения, если хотите предложить тему, посоветоваться или записаться на консультацию. Контакты разместили в описании канала.