Всем привет, сегодня мы поговорим о таком модном движении как дизайн мышление!
Меня зовут Антон Дурнецов, я эксперт в сфере HR, с 2013года руковожу ИТ рекрутинговым агентством. Подписывайтесь на наш канал, мы готовим полезный материал для менеджеров по персоналу, рекрутеров и кандидатов!
Но даже если вы не относитесь ни к одной из выше перечисленных категорий людей, то скорее всего вы просто хотите лучше разобраться в теме дизайн мышлений! Поехали!
Что из себя представляет дизайн-мышление?
Первая ассоциация, когда мы говорим слово «дизайн» – это нечто творческое, то, что создается с помощью конкретных творческих способностей: рисование, инженерия, проектирование и так далее.
Здесь это не совсем так. Дизайн-мышление как инструмент бизнеса могут практиковать все, потому что здесь дизайн – это превращение чего-то простого, повседневно использующегося в новый совершенный продукт.
Дизайн-мышление – это такой метод, с помощью которого мы входим в положение пользователя, разрабатываем товары и услуги в соответствии со спросом и решаем насущные проблемы с новых сторон.
Ага представляю, вы сейчас посмотрели минуту-другую это видео и ваша рука потянулась к тому, чтобы переключиться, но не спешите, две попытки объяснить что такое дизайн мышление я уже истратил, осталась последняя.
Ещё раз совсем по-простому – дизайн мышление, это когда вы не создаёте продукт, таким как вам хочется, а когда вы идёте и спрашиваете пользователя, что его условно бесит, потом пытаетесь представить себя на этом месте и от этого вы лучше понимаете задачу.
Читайте дальше и мы разжуем все нюансы этого способа решения задач с ориентацией на интересы пользователя!
Целью дизайн мышления является «выход за рамки», нужно перестать думать стандартами и стереотипами, а попробовать предлагать сумасшедшие и креативные идеи решения задач. Сейчас это называют «thinking outside the box».
Как вообще появилось дизайн-мышление?
Идею дизайн-мышления впервые сформулировал Герберт Саймон в 1969 году в книге «Науки об искусственном» – The Sciences of the Artificial. Позднее идею развили ученые Стэндфордского университета и основали Стэндфордский институт дизайна, который продвигает идею дизайн-мышления.
Далее эту идею развивали Хассо Платтнер и Дэвид Келли (основатели Hasso Platter Institute of Design). Это дизайн-школа, где собраны люди с инженерным образованием, но при этом применяющие практики ведения бизнеса с точки зрения дизайн-мышления.
С них пошел тренд развивать такое мышление. Основной задачей здесь было доказать: как людям с творческим складом ума воспринимать бизнес-идей и наоборот.
Для кого?
Я считаю что максимально полезно для разработчиков и стартапов. Пригодится преподавателям и консультантам. Будет важным бизнесменам и работникам сферы услуг. Его могут активно использовать дизайнеры и все - все – все! Потому что применить его возможно везде даже при воспитании детей!
Как это работает?
Внутри дизайн-мышления, чтобы понимать, как им пользоваться, существуют специальные этапы. Их выделял американский ученый Герберт Саймон:
1. Эмпатия
Для начала мы попытаемся понять – а что нужно самому пользователю или заказчику? Здесь очень поможет умение «залезать в шкуру другого человека». Примерять на себя его потребности и скрытые желания.
Стоит понять: зачем люди делают конкретные поступки? С какого ракурса видят мир вокруг? На какие ценности при этом опираются? Что их раздражает и за избавление от чего они готовы были бы даже заплатить.
2. Фокусировка или Концентрация
Здесь используем ту информацию, которую получили в предыдущем этапе. Выявляем самое главное – какие есть потребности, а из них формулируем проблему. То есть мы анализируем, какая есть проблемная точка у человека?
Ну условно мы пообщались с 10 человеками из одной сферы и теперь мы должны обработать эти интервью и понять что у них общего, какие боли были или есть.
3. Генерация идей
На этом этапе смело предлагайте самые безумные способы решения проблемы, которые только приходят в голову. Даже если эти идеи кажутся вам сумасшедшими и неосуществимыми.
Здесь особым критерием считается позитивная атмосфера, чтобы никто не боялся высказываться. Выслушав идеи друг друга не критикуйте их, а предлагайте дальнейшее развитие, продолжение.
4. Выбор лучшей идеи
Определяем для себя критерии, по которым будет проходить отбор наиболее удачных идей. А это необходимо потому, что скорее всего вам все идеи будут нравиться, каждая будет хороша по своему. Но так будет до тех пор, пока они не пройдут проверку боем – рынком или потребителем.
5. Поэтому есть следующий этап - Прототипирование
На этом этапе пробуем создать модель продукта, проверяем ее работоспособность, выявляем светлые и темные стороны.
Это нужно для того, чтобы на этапе создания готового продукта, у нас не получилось больших неудач, а также для экономии личного времени и денег.
Если прототип смог помочь решить проблему, то смело переходите к следующему этапу. Если же нет – то ищем новую проблему.
6. Тестирование
Тестируем созданный продукт, используем опыт предыдущего этапа. 5 и 6 этапы очень сильно экономят время. Так как, если вас заинтересовал собственный продукт, зацепил уникальностью – значит вы на верном пути. Если же нет, лучше всего будет вернуться к этапу генерации идей.
В каких сферах жизни применяется дизайн-мышление?
Дизайн-мышление – это универсальный инструмент каждого успешного человека, поэтому оно широко применятся в бизнесе и маркетинге, где идет ориентация на потребителя и изучение текущего спроса.
Поэтому методы дизайн-мышления используются в любой сфере жизни: учеба, работа, взаимоотношения с родными и близкими. Это такой инструмент, который помогает человеку создать креативные способы решения ситуации, заставляет по-другому смотреть на вещи, замечать детали. Также помогает понять почему оппонент поступает именно так.
Поэтому дизайн-мышление на момент 2020 года так популяризирован.
Помните самое страшное – это подгонка результата! Именно с этим и должно бороться дизайн мышление.
Расскажу про парочку кейсов из жизни дизайн мышления:
1) Ребята из Special Projects помогли Samsung понять, почему пожилые люди неохотно пользуются смартфонами. Они провели исследование и узнали, что затруднения вызвал не их возраст или недостаток технических навыков, а неуклюжесть руководств телефона. Стандартный дизайн и зашифрованная терминология отпугивали пользователей. Настроить свои телефоны было сложно. А вот руководство по телефону в виде набора книг позволило пользователям чувствовать себя комфортно и не боятся исследовать свой мобильный телефон.
2) В МРТ сканере всё громко и неожиданно стучит. Плюс замкнутое пространство да и нельзя шевелиться. – это страшно даже взрослым, не говоря о детях. Исследователи решили проблему геймификацией для детей. В госпитале Питсбурга каждый кабинет МРТ – это целая история. Путешествие на корабле пиратов, ракете или подводное царство русалочки. Обычно сканер выглядит пугающе, но только не там. Никто уже не боится и многие даже просятся прийти ещё. Маленьким пациэнтам стали давать успокоительное на 19% реже чем было раньше.
Ну и в завершении я хочу порекомендовать несколько книг на эту тему:
1) Тим Браун – Дизайн мышление в бизнесе
2) Мартин Томич – Придумай, Сделай, Сломай, Повтори.
3) Донни Эбенштейн – Сила эмпатии.
Собственно именно с эмпатии и начинается дизайн мышление!
Ну а на этом всё! Подписывайтесь на наш канал! Оставляйте ваши комментарии и вопросы. Пока!