Найти тему

11 пуль для Брежнева: зачем лейтенант Советской армии покушался на жизнь главы СССР?

22 января 1969 года младший лейтенант Советской армии Виктор Ильин, переодетый в милиционера, выстрелил 11 раз в правительственный кортеж, который передвигался по территории Кремля. Объектом его нападения стал автомобиль, в котором находились космонавты Алексей Леонов, Андриян Николаев, Валентина Терешкова и Георгий Береговой. Однако убить он планировал Генерального секретаря ЦК КПСС Леонида Брежнева. В этом материале — рассказ о том событии, иллюстрированный фотографиями из нашего архива.

История России в фотографиях» — совместный проект Мультимедиа Арт Музей, Москва и Издательства Яндекс. Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях: facebook, Вконтакте, Одноклассники, YouTube, Instagram, Telegram.


Покушение не удалось, первое лицо государства находилось в другом автомобиле, а в машине, в которую стрелял Ильин, смертельное ранение получил шофер Илья Жарков, другие пассажиры не были серьезно ранены (Николаеву пуля оцарапала спину, а Береговой получил порезы осколками стекла автомобиля).

Кортеж 
Валентин Хухлаев, 1971 год, г. Москва, Кремль, из архива Валентина Хухлаева.
Кортеж Валентин Хухлаев, 1971 год, г. Москва, Кремль, из архива Валентина Хухлаева.

Позже следствие установило всю цепочку событий. Ильин служил в военной части Ленинградского военного округа. За день до покушения он украл из оружейного сейфа два пистолета системы «Макаров», покинул часть, прилетел в Москву и приехал к своему дяде, который ранее служил в милиции. Родственнику Ильин рассказал, что прибыл в Москву с целью посмотреть встречу экипажей космических кораблей «Союз-4» и «Союз-5» с Леонидом Брежневым. Это должно было быть торжественным событием с проездом кортежа по главным улицам Москвы и с прямой трансляцией в эфире советского телевидения.

Космонавты у Кремлевской стены
Дмитрий Бальтерманц, 1969 - 1970 год, г. Москва, Красная пл., МАММ/МДФ.
Космонавты у Кремлевской стены Дмитрий Бальтерманц, 1969 - 1970 год, г. Москва, Красная пл., МАММ/МДФ.

Рано утром Ильин поднялся, похитил милицейскую форму и фуражку своего дяди, отправился в Кремль, куда его беспрепятственно пустили, решив, что это один из милиционеров оцепления. Позже нападавшему повезло еще раз: считается, что он смог занять место в оцеплении перед Оружейной палатой просто из-за того, что соседние с ним милиционеры были из разных отделений и не знали друг друга. В 14:15 в Боровицкие ворота Кремля въехал правительственный кортеж. Ильин пропустил первый автомобиль, а во время приближения второго — достал два пистолета, которые он прятал в рукавах шинели, и открыл огонь по лобовому стеклу правительственного лимузина «ЗИЛ-111Г».

Пробный пробег нового автомобиля ЗИЛ-111 по городу
Валентин Хухлаев, 23 марта 1959 года, г. Москва, из архива Валентина Хухлаева.
Пробный пробег нового автомобиля ЗИЛ-111 по городу Валентин Хухлаев, 23 марта 1959 года, г. Москва, из архива Валентина Хухлаева.

Стрельба продолжалась шесть секунд, за это время Ильин успел выпустить 11 пуль, помимо людей в автомобиле, он ранил сотрудника службы мотоциклетного эскорта, но почти сразу же стрелка задержали сотрудники КГБ. В мае 1970 года Виктора Ильина признали невменяемым и направили на принудительное лечение в Казанскую специализированную психиатрическую больницу, в которой его содержали в одиночной камере площадью 4 м² в течение 18 лет. В 1988 году — Ильина перевели в ленинградскую городскую психиатрическую больницу. Еще через два года решением Военной коллегии Верховного Суда СССР он был освобожден, правительство города выделило ему квартиру в Ленинграде.

«Там за горизонтом»
Рустам Мухаметзянов, 1983 год, Татарская АССР, г. Казань, из архива Рустама Сулеймановича Мухаметзянова.
«Там за горизонтом» Рустам Мухаметзянов, 1983 год, Татарская АССР, г. Казань, из архива Рустама Сулеймановича Мухаметзянова.

До сих пор нет официальной версии о мотивах, которые сподвигли Ильина совершить покушение на первое лицо государства. С одной стороны, он критиковал комсомол и недавнее вторжение советских войск в Чехословакию, публично восхищался поступком Освальда, застрелившего президента США Джона Кеннеди, направил уже из больницы письмо в Верховный Совет СССР, в котором было такое предложение в рамках обсуждения нового проекта конституции: «Каждый член общества имеет право на террористический акт в случае, если партия и правительство ведут политику, не соответствующую Конституции».

«Чехословакия – наша!»
Михаил Дашевский, 7 ноября 1968 года, г. Москва, Красная пл., из архива Михаила Дашевского.
«Чехословакия – наша!» Михаил Дашевский, 7 ноября 1968 года, г. Москва, Красная пл., из архива Михаила Дашевского.

С другой стороны — Виктор Ильин еще в раннем детстве получил серьезную психологическую травму: он родился в семье алкоголиков, был отдан в детский дом, затем его усыновили приемные родители. Детство без родителей, а позже — знакомство с фактом, что он не родной, а приемный сын. К тому же перед самым покушением он расстался со своей девушкой, пообещав той на прощание, что «Она о нем еще услышит». Возможно, на решение Ильина совершить громкое покушение наложились все эти факторы — и неприязнь к существующему строю, и личные проблемы. И тогда он решил покончить со всем этим в один день. Следователи нашли его дневниковые записи, последняя из них была сделана накануне покушения: «Узнать, когда рейс на Москву… Если летят, брать… идти на дежурство… всё уничтожить».

Вам нравятся архивные снимки? Тогда принимайте участие в развитии нашего проекта — национального фотоархива «История России в фотографиях». Для этого вам необходимо зарегистрироваться на нашем сайте, после чего вы сможете выкладывать фотографии из личных архивов, составлять собственные тематические выставки и делиться ими с окружающими. Присоединяйтесь.

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц