Когда мы изучаем любой иностранный язык, слова становятся проблемой. Для эффективного расширения словарного запаса необходимо помнить о важных принципах. Большинство из них получено в результате общих исследований памяти, а другие были разработаны исследователями языков.
Лучший способ запомнить новые слова — это связать их с уже известными словами
Выучить совершенно новые выражения может быть очень сложно. Это будет единичная обособленная часть знаний, которая быстро исчезнет. «Старые» слова являются частью сети взаимосвязанных ассоциаций. Если включить новые выражения в эту сеть, ассоциации могут облегчить их вспоминание. И наоборот, слово, которое еще не было интегрировано, будет иметь только свои индивидуальные особенности, что затрудняет его запоминание.
Организованный материал легче усвоить
Намного легче изучить информацию, которая каким-то образом организована, чем запоминать несвязанные элементы. Например, какой из следующих списков чисел было бы легче выучить?
a. 7, 3, 9, 6, 1, 8, 2, 4, 0, 5
b. 0, 1, 2, 3, 4, 5. 6, 7, 8, 9.
Существует множество способов организации слов. Например, как синонимы и антонимы или части речи. Можно составлять карты слов. Эффективна организация слов в группы по общему морфологическому признаку, связанному со значением. Например, в английском языке можно сгруппировать профессии на -or (actor), —ist (typist) или —ian (musician). А затем по областям профессий (медицина, государственная служба и т. д).
Очень похожие слова не следует учить одновременно
Хотя организация может облегчить процесс, одновременное изучение слишком похожих слов может привести к обратным результатам. Например, в паре left и right (левый и правый), можно перепутать, какое слово к какому направлению относится. Помимо изучения значений двух слов, мы несем дополнительную нагрузку — уметь их различать. Этот «принцип вмешательства» применим и к формальному сходству. Если affect и effect учить вместе, большая возможность, что слова будут путаться. Слова, тесно связанные друг с другом, такие как антонимы, труднее выучить вместе, чем слова со слабыми связями или не связанные друг с другом вообще. Один из способов избежать путаницы — сначала выучить более часто употребляемое слово. Второй элемент вводить только после того, как первый будет твердо запомнен.
С помощью перевода на родной язык можно выучить большое количество слов за короткое время
Долгое время считалось, что такой подход неэффективен. Исследования последних лет показали, что среднестатистический человек может усвоить 34 слова в час с использованием этой техники. Выученные таким образом слова долго хранятся в памяти. Через сорок два дня люди помнят более 60 процентов слов. Таким образом, перевод — хороший способ познакомиться с новыми словами. Для взрослых с уже сформированными концепциями в родном языке, перевод слов полезен для быстрого знакомства со словом.
Однако, несмотря на эти преимущества, есть и некоторые проблемы. Большинство переводных пар слов лишь частично являются синонимами. Они обладают потенциальными культурными, стилистическими или грамматическими различиями. Кроме того, при обычном использовании в контексте снижается риск недопонимания; при переводе слова представлены изолированно. Следует учитывать порядок пар слов. Изучение иностранного слова и попытка вспомнить его значение на родном языке подходит для слов, которые нужно распознавать только при чтении; как порядок «родной язык-иностранный язык» лучше подходит для слов, которые должны использоваться продуктивно.
Знание слова — это больше, чем просто знание его значения
Перевод может быть полезен для начального изучения значения. Но для владения словом необходимо несколько дополнительных видов знания. К ним относятся:
- знания о форме слова (написание и произношение),
- его грамматических характеристиках,
- его корнях и производных,
- частоте,
- связи с другими семантическими понятиями (бриллиант: твердый, свадьба, дорогой),
- словах, с которыми оно обычно встречается (blond употребляется с волосами, но не с краской),
- и его стилистических качеств (ask — нейтральный термин, request — более формален).
Чем глубже мыслительные процессы, используемые при изучении слова, тем больше вероятность его запоминания
Более глубокая обработка, такая как создание мысленного образа значения слова, оценка формальности или группировка слова с другими концептуально связанными словами, с большей вероятностью улучшит запоминание, чем поверхностные процессы, такие как механическое повторение.
Вспоминание слова повышает вероятность того, что слово вспомнится позже
Эффект восстановления требует техник изучения, при которых новые слова начинают продуктивно использоваться как можно быстрее. В начале изучающие язык полагаются на рецептивную деятельность. Например, перевод слов с иностранного языка на родной. После этого необходимо переключение на продуктивную деятельность, которая требует активного использования слова. Например, использование слова в письменных предложениях повысит шансы на вспоминание в будущем.
Учить слова нужно эффективно
Хотя если языку не уделять особого внимания, может происходить имплицитное изучение. Но наиболее эффективное изучение происходит при сознательной концентрации на выполняемой задаче.
Чтобы выучить слово, нужно его переработать
Нельзя ожидать, что новое слово полностью запомнится с первого знакомства. Требуется от пяти до шестнадцати и более повторений, чтобы выучить слово. Если пренебречь повторением, многие частично известные слова забудутся. Все ваши усилия, уже затраченные на их изучение, будут потрачены впустую.
Эффективный метод повторения — интервальное повторение
При изучении языка забывание чаще всего происходит вскоре после окончания учебного занятия. После этого большого процента скорость забывания снижается. Интервальное повторение предполагает, что новый материал повторяется вскоре после первого знакомства с ним. А затем через постепенно увеличивающиеся интервалы. Рекомендуется повторение слов через 5-10 минут после окончания их изучения, через 24 часа, через неделю, через месяц и, наконец, шесть месяцев спустя. Необходимо заниматься самопроверкой изученных слов. Если слово хорошо запомнилось, рекомендуется увеличить интервал перед следующим повторением. Но если слово не вспоминается, интервал следует сократить. Исследования показывают, что более простые слова могут быть «переученными» (в том смысле, что им уделяется больше времени, чем необходимо). Тогда как более сложные абстрактные выражения часто «недоучиваются». График занятий, основанный на принципе интервального повторения, может помочь избежать этой проблемы.