Найти тему
НЭБ

Человек и пароход

В ноябре прошлого года исполнилось 250 лет одному из самых известных русских мореплавателей – адмиралу Ивану Крузенштерну.

Он с детства мечтал о море и военной карьере, в 15 лет поступил в Морской кадетский корпус, спустя два года уже был произведён в гардемарины. Но в 1788 году досрочно выпущен из кадетского корпуса и назначен на 74-пушечный корабль «Мстислав» (в связи с войной со Швецией).

Впервые к берегам Америки и Китая Крузенштерн прибыл с британским флотом. Это было ещё в ту пору, когда его, 23-летнего боевого лейтенанта, отправили в Англию изучать морское дело. Вернувшись в Россию, он тут же представил в морское министерство «прожект» кругосветного плавания. Упор был сделан на практическую пользу: плавание позволило бы проложить новый судоходный маршрут и наладить между российскими портами на Балтике и Аляске прямое торговое сообщение, которое не использовалось тогда «по собственному нерадению».

Лишь спустя три года, во время восшествия на престол Александра I, Иван Крузенштерн был назначен начальником первой русской кругосветной экспедиции, причем государство сообща с Российско-Американской компанией взяло на себя значительную часть расходов. В состав экспедиции вошли корабли «Надежда» (командир Крузенштерн) и «Нева» (Юрий Лисянский).

«Ревность и любовь к наукам столь велики и столь всеобщи, что не будет недостатка в желающих, что найдутся люди, которые охотно оставят надежду на большое жалование или пенсию, если только будут иметь счастие, что их употребят в экспедиции».

Иван Крузенштерн

7 августа (26 июля по старому стилю) 1803 года корабли вышли из Кронштадта, а уже в марте следующего года обогнули мыс Горн. Перед ними открылся Тихий океан. После краткой остановки на Гавайских островах экспедиционеры разделились: «Нева» взяла курс на Новоархангельск, «Надежда» – на Камчатку, а затем в Японию. В 1806 году пересекли Индийский, Атлантический океаны и в августе вернулись в Кронштадт.

Всё это время полным ходом шли этнографические, метеорологические и океанографические работы, положившие начало систематическим глубоководным исследованиям.

На борту кроме команды было немало учёных – ботаников, географов, астрономов (большинство из них – этнические немцы).

Описание кругосветного плавания и результаты исследований едва уместились в трёхтомный труд. «Худо пишут моряки, зато искренне», – эти слова поставил Крузенштерн эпиграфом на титульном листе первого издания книги.

В 1811 году после завершения путешествий мореплаватель был назначен инспектором Морского кадетского корпуса, а затем в 1815 – ушёл в бессрочный отпуск для лечения и научных занятий. Чуть позже был назначен на пост директора Морского кадетского корпуса.

Меркаторская карта рек Печоры, Ижмы, Илыча, Вычегды, Северной и Южной Мылвы
Меркаторская карта рек Печоры, Ижмы, Илыча, Вычегды, Северной и Южной Мылвы

Факты о Иване Крузенштерне

13 географических объектов названы именем И. Ф. Крузенштерна в различных частях планеты: два атолла, остров, два пролива, три горы, три мыса, риф и губа.

В 1873 году в Петербурге напротив Морского кадетского корпуса Ивану Крузенштерну был установлен памятник.

Два шлюпа для первого русского кругосветного плавания приобрели в Англии и переименовали: «Леандр» – в «Надежду» и «Темзу» – в «Неву».

«Иван Крузенштерн, Мореплаватель, обогнувший Землю» – так называется книга, написанная его потомком Эвертом фон Крузенштерном, правнуком брата знаменитого мореплавателя. В книге собраны разбросанные по разным странам, архивам, библиотекам документы, письма и другие материалы.

Иван Фёдорович Крузенштерн,  ru.wikipedia.org
Иван Фёдорович Крузенштерн, ru.wikipedia.org