Найти тему

Полугусеничный бронетрактор Гулькевича: "Илья Муромец" в броне.

Приветствую вас друзья! В одной из своих предыдущих статей я рассказывал о неудачных попытках русской армии обзавестись танками. Однако существовал и вполне реалистичный вариант получить бронетехнику повышенной проходимости.

Изображение взято в открытом доступе.
Изображение взято в открытом доступе.

Уже через год войны русской армией был накоплен обширный опыт использования колесных бронеавтомобилей. Основным их недостатком была низкая проходимость, что практически полностью исключало их применение вне дорог. Выход был найден полковником артиллерии Н. А. Гулькевичем, который в 1915 году получил патент "новый способ бронирования и вооружения тракторного самохода, могущего свободно передвигаться при самых трудных условиях - по пахоте, грязи, снегу, оврагам." В марте 1916 года он уже представил в Главное военно-техническое управление (ГВТУ) детально разработанный проект своей машины.

Одновременно, полковник на свои средства начал постройку броневика на Обуховском заводе в Петрограде. ГВТУ проект одобрило и выделило дополнительные средства. Также для ускорения постройки, машина была передана Путиловскому заводу, имевшему больше возможностей для скорейшего выполнения заказа.

Основные компоненты будущей бронемашины: трактор Allis-Chalmers с 76,2-мм противоштурмовой пушкой образца 1910 года в кузове. Изображение взято в открытом доступе.
Основные компоненты будущей бронемашины: трактор Allis-Chalmers с 76,2-мм противоштурмовой пушкой образца 1910 года в кузове. Изображение взято в открытом доступе.

Постройка первого экземпляра машины была закончена в ноябре 1916 года. Броневик получил название "Илья Муромец". В основе лежало шасси трактора "Эллис-Чалмерс", оснащенное двигателем мощность 68 л.с. и коробкой передач имевшей четыре скорости вперед и одну назад. В процессе бронировки машину оборудовали кормовым постом управления. Это было сделано для того чтобы машина в бой шла задним ходом, а в случае обстрела могла выйти из боя передом на большой скорости. Корпус бронетрактора собирался на каркасе из уголков из листов катаной броневой стали толщиной 6,5-мм. Вооружался броневик двумя 7,62-мм пулеметами Максима, установленными в большой цилиндрической башне в средней части корпуса. Пулеметы ставились в шаровых установках конструкции Гулькевича. В кормовой части машины устанавливалась подвижная цилиндрическая бронерубка с 76-мм противоштурмой пушкой образца 1910 г, на тумбовой установке, аналогичной той, что использовалась на броневиках "Гарфорд". Сектор обстрела орудия составлял 90 градусов. В рубке же располагался запас снарядов и место второго водителя. В полной боевой нагрузке с экипажем из 7 человек, масса бронемашины составляла 12 тонн, а скорость по дороге - до 15 км/ч.

В ходе проводившихся в ноябре 1916 года под Петроградом испытаний, "Илья Муромец" ожидаемо подтвердил своё превосходство в проходимости над колесными бронеавтомобилями, хотя скорость передвижения по грунтовой дороге оказалась ниже расчётной и составила всего 12 км/ч. По огневой мощи машина соответствовала требованиям военных в полной мере. Плюс к всему бронетрактор мог буксировать за собой артиллерийское орудие, что ещё больше расширяло его возможности на поле боя. Военное ведомство сразу же поручило Путиловскому заводу изготовить второй экземпляр машины получивший имя "Ахтырец": на нем должна была быть отработана технология, чтобы приступить уже к массовому выпуску машин. По планам русского командования предполагалось каждый армейский корпус снабдить 40 подобными машинами.

Однако февральская революция спутала все карты. Удалось достроить только "Ахтырца" в марте 1917 -го. О каком-либо серийном производстве в условиях революционной вакханалии митингов и забастовок не могло быть и речи.

Революционные солдаты позируют на броне "Ильи Муромца", Петроград 1917 год. Бронемашины в тот период времени стали неотъемлемой частью революционной действительности и часто попадали в объектив фотографа или кинооператора.
Революционные солдаты позируют на броне "Ильи Муромца", Петроград 1917 год. Бронемашины в тот период времени стали неотъемлемой частью революционной действительности и часто попадали в объектив фотографа или кинооператора.

Обе построенные машины включили в состав Запасного броневого дивизиона, расквартированного в Петрограде, поэтому на германский фронт они не попали. После Октябрьской революции матчасть дивизиона перешла в руки большевиков: "Илью Муромца" они переименовали в "Красный Петербург" и оставили в столице, где он и оставался всю Гражданскую войну, а "Ахтырец был отправлен в Москву.

"Ахтырец" во время боев в Москве в ноябре 1917 г.
"Ахтырец" во время боев в Москве в ноябре 1917 г.

1-2 ноября 1917 года он поддерживал огнем отряды красногвардейцев в боях на Кудринской площади, Поварской и Бронной улицах, помогая устанавливать советскую власть в городе. В следующем году броневик был направлен в Казань, где он был включен в состав 3-го автобронеотряда Красной армии и в период с сентября 1918 по конец 1919 года участвовал в боях с армией КОМУЧа, чехами, и войсками адмирала Колчака. В января 1920 года изношенный бронетрактор вернулся в Москву для ремонта. Но поскольку запчастей не было и взять их было не откуда, ремонт не состоялся. В 1922 году оба броневика были разобраны.

Частично разобранный, ржавеющий на свалке броневик "Красный Петербург" (бывший Илья Муромец")
Частично разобранный, ржавеющий на свалке броневик "Красный Петербург" (бывший Илья Муромец")

Резюмируя можно сказать, что проект Гулькевича был вполне на уровне своего времени: высокая огневая мощь и, в принципе, хорошая проходимость, делали его подходящей машиной для непосредственной поддержки пехоты на поле боя. По сути , будь он реализован в массовый выпуск мог бы стать вполне достойной альтернативой первым танкам.

Источник: М. В. Коломиец "Броня русской армии. Бронеавтомобили и бронепоезда в Первой мировой войне". М.В. Коломиец "Русские броневики в боях. Бронечасти первой мировой"

Друзья! Если понравилась статья - ставьте палец вверх, оставляйте комментарии! Буду очень рад. Не забывайте подписываться на канал.И до новых встреч на "Историческом броневичке"!