Имеется у меня в закромах простая, но красивая монетка номиналом в 20 копеек, датируемая 1915 годом:
А вот так выглядит аверс:
Монетка не чищена, так как чистка ей не особо поможет. Это обычный биллон (низкопробное серебро 500-й пробы), а потому некоторые несеребряные примеси выступили на поверхности аверса.
Как говорится, пущай лежит, закрывает 1915-й год.
Под лапами орла можно увидеть буквы ВС. Это инициалы минцмейстера Виктора Смирнова, который возглавлял монетный двор в период с 1912 по 1917 годы.
Орел, между прочим, а конкретно его центральная часть и гербы сохранились на достойном уровне. Судя по всему, монета не была в обороте.
Реверс сохранился неплохо. Четко виден номинал, корона с камнями, год чеканки. Но чего-то не хватает. А чего? Не хватает букв монетного двора.
Конечно, про монетный двор легко догадаться - это Санкт-Петербургский, так как Виктор Смирнов был минцмейстром именно на этом монетном дворе.
А почему не стали указывать буквы двора?
На это есть довольно интересный факт. Всему виной Первая мировая война. Россия вступила в войну, а в стране начался патриотический подъем, в ходе которого быстренько переименовали немецкое название города Санкт-Петербург на русский манер, превратив его в Петроград.
Естественно, что писать на монетах буквы СПБ было бы глупо. Конечно, можно было бы заменить на что-то типа ПМ, или вообще ПМД. Но, видимо, были более насущные проблемы, а потому решили вообще не указывать монетный двор.
***
Ну, и вот - серебряные и медные монеты с 1915 года не имеют знака монетного двора. А где они изготовлены - все и так прекрасно знают.