Найти тему
Overtime.life

История фарм-клуба хоккейного «Автомобилиста»

Одной спортивной точкой на карте Свердловской области стало больше. С нового года хоккейная команда «Горняк», которая является фарм-клубом «Автомобилиста», переехала в Верхнюю Пышму. Ранее «Горняк» в Высшей хоккейной лиге представлял республику Башкортостан и располагался в городе Учалы.Overtime.life знакомит с командой, на которую стоит обратить внимание не только любителям хоккея.

История

-2

«Горняк» был образован в 2012 году. Клуб в первом же сезоне стал триумфатором – выиграл дивизион и вошёл в суперфинал. Чемпионство в ЮХЛ – это первое серьёзное достижением для молодой команды. После успеха в юниорской лиге «горняки» взяли курс в МХЛ, однако выступали в дивизионе Б – первенстве молодежной лиги. В дебютном сезоне в МХЛ-Б команда вышла в плей-офф и добралась до второго раунда.

Уже в следующем году «Горняк» стал победителем конференции «Восток» в регулярке, а в решающих битвах завоевал серебряные медали. Чемпионами и обладателями Кубка регионов они становились два сезона подряд. По итогам регулярного чемпионата и плей-офф главный тренер учалинцев Владимир Герасимов был признан лучшим тренером, за две победы в Кубке региона.

Костяк команды в то время состоял из воспитанников уфимского и челябинского хоккея, но с клубом из провинциального башкирского городка Учалы произошли кардинальные изменения.

«Горняк» заявили в ВХЛ, параллельно он стал фарм-клубом екатеринбургского «Автомобилиста», который выступил с инициативой о сотрудничестве. Это стало возможно благодаря тому, что главное предприятие города Учалы – Горно-обогатительный комбинат, который являлся спонсором команды, входит в структуру УГМК, спонсирующей «Автомобилист», а ее владелец Андрей Козицын занимает должность президента клуба. Цель, ради  которой «Горняк» включили в структуру, – создание клубной вертикали, где промежуточным звеном от МХЛ  до КХЛ будет команда в Высшей хоккейной лиге.

«У нас достаточно регулярно появляются интересные воспитанники, однако многим из них тяжело напрямую сделать прыжок из молодёжного хоккея в КХЛ. На этапе подобного перехода во взрослый хоккей мы хотели бы создавать молодым игрокам условия, которые помогали бы им развивать их сильные стороны, и давали достаточный опыт выступлений в профессиональной лиге ВХЛ. Для этого нам необходимо иметь рычаги контроля и влияния на действия тренерского штаба нашей фарм-команды, необходимо, чтобы к нашим просьбам задействовать тех или иных игроков в нужных нам сочетаниях и игровых ролях относились с должным вниманием и выполняли их.

В модели с договором с независимым клубом эти условия оказались недостижимыми – иногда нам просто отказывали в игровой практике для не попадавших в основной состав «Автомобилиста» игроков, что в принципе не должно иметь место в отношениях с фарм-клубом. В основном данные обстоятельства привели нас к решению создать собственный фарм-клуб в ВХЛ», – делился грандиозными планами директор «Автомобилиста» Максим Рябков.

Первые шаги в ВХЛ

-3

Сезон 2017/18 стал дебютным  для «Горняка» в ВХЛ. Тогда команда из Башкортостана заняла 23-е место в турнирной таблице с весомым отставанием от зоны плей-офф в двенадцать очков.

Во втором сезоне «горняки» надеялись на попадание в плей-офф, однако снова не получилось добиться цели. В то время команду возглавлял Венер Сафин, который ранее тренировал молодёжку «Авто» и знал потенциал игроков. Подопечным Сафина помогал и ряд опытных хоккеистов из основы «Автомобилиста», среди которых были Александр ТорченюкАртём Гареев и Николай Тимашов.

Команда начала сезон, резво стартовав, но сдала свои позиции ко второму месяцу чемпионата, а затем случился кризис, который весомо повлиял на место в турнирной таблице. В итоге Сафин был уволен уже к середине ноября, а на смену ему пришёл Олег Леонтьев, известный хоккейной общественности по своей работе на посту главного тренера в «Адмирале» и ассистентом Андрея Разина в «Автомобилисте». При нём «Горняк» сумел немного поправить свои результаты. Учалинцы завершили регулярный чемпионат, а вместе с ним и сезон, на 24 месте с 49 очками.

Впервые в плей-офф

-4

Леонтьев продолжил работу в команде. Судя по результатам, которые показывали его подопечные, ему было вполне по силам побороться за первую в истории команды путевку в плей-офф ВХЛ. Помогать Олегу Юрьевичу в достижении целей пришёл, завершивший игровую карьеру лучший, на тот момент, снайпер «Автомобилиста» Алексей Симаков.

Сезон 2019/20 получился удачнее предыдущего. С первых матчей «Горняк» сражался, практически ни в чём не уступая более мастеровитыми коллективам, однако к ноябрю провалился, а затем произошла неприятная ситуация – отравление игроков на выездном мате в Рязани, из-за чего несколько игр пришлось перенести на более поздний срок. После вынужденной паузы в две недели, учалинцы продолжили набирать очки и уверенно вошли в зону плей-офф. Команда могла попасть на вторую строчку в своей конференции и до последнего соперничала с «Торосом» и «Нефтехимиком». Но в итоге «Горняк» оказался на шестом месте.

Соперником «Горняка» в играх на вылет стали экс-чемпионы ВХЛ, клуб «Динамо» из Санкт-Петербурга. Учалинцы в первом кубковом матче дали бой петербургским хоккеистам на их же площадке, выиграв матч со счётом 3:1. Во втором поединке, находясь на кураже, подопечные Леонтьева могли вырвать победу, но опытные «динамовцы» не позволили это сделать. Серия переместилась в Учалы, однако даже при запредельном настрое и поддержке трибун «горняки» не смогли совершить сенсацию и переиграть «Динамо», хотя вели 4:2, но довели игру до овертайма, в котором уступили – 5:6. Четвёртый матч вновь остался за «Динамо» с минимальным перевесом – 2:3, а итог пятого – 2:0, при счёте в серии 4-1. Так «Горняк» завершил свой лучший сезон в ВХЛ. Учалинцам не хватило опыта и мастерства, при этом команда не выглядела слабее. К тому же, в некоторых моментах подвели и привели  поражению тренерские предостережения и ошибки.

«Коллектив в самом деле классный у нас был в этом году! Мне понравилось очень: молодой, задорный, сплоченный и дружный. И при этом боевой, неуступчивые ребята собрались у нас. Многие из них, надеюсь, уже в скором времени заиграют где-нибудь повыше, в КХЛ. Они добавляли в течение всего сезона, было видно, как они растут! И как им тяжело – тоже. Были и ошибки, были и взлеты, классные игры. Знаете, события получались такими бурными, что в реальном времени мы даже не успевали разглядеть, как сильно они растут! Уже сейчас могу сказать, что многие стали добротными, хорошими и абсолютно точно уверенными в себе хоккеистами. А уверенность – это главное в любом спортсмене. Он может много чего достигнуть, когда обладает этим качеством», – подводил итоги наставник команды.

В новом сезоне подопечные Олега Леонтьева вновь успешно выступают в ВХЛ, выдерживая серьёзную конкуренцию. Сейчас команда находится в десятке сильнейших. Несомненно, «Горняк» будет претендовать на выход в плей-офф, где постарается превзойти результаты минувшего сезона.

При этом Олег Юрьевич заверил: «Наша цель удачно выступить в чемпионате и подготовить игроков, которые будут в будущем способны укрепить и занять место в основном составе «Автомобилиста».

О составе команды

Состав команды «Горняк» – самый молодой в лиге. Ещё в прошлом сезоне он выстраивался практически с нуля. Оставалась лишь малая часть игроков, причём молодых, к ним добавились ещё более молодые ребята – хоккеисты молодёжной команды «Авто» и её недавние выпускники. Также на помощь приходили командированные игроки из «Автомобилиста».

Максим Рябков надеялся, что в скором времени вертикаль принесёт свои плоды: «Правила игры будут очень простыми – если ты хочешь иметь два высококвалифицированных звена и топ-вратаря, то в условиях жёсткого потолка ты должен насыщать нижние звенья игроками недорогими, своими воспитанниками. Именно для этого была создана команда ВХЛ «Горняк».

Опыт во взрослом хоккее, благодаря «Горняку» получили несколько хоккеистов молодёжной команды, среди них Данил Мыльников, Константин СусловИлья Захаров. В прошлом сезоне пробовал себя в ВХЛ и Кирилл Тютяев – один из перспективных молодых игроков  Екатеринбурга, которого уже успел задрафтовать «Детройт». Тютяев, войдя в нужную форму после тяжёлой травмы, ярко заявил о себе в ВХЛ, где тренер доверил ему место в первой тройке.

В сезоне 2020/2021 появилось много неплохих молодых игроков собранных со всей России. Например, недавно команду пополнил воспитанник ярославского хоккея и обладатель Кубка Харламова Данила Дяденькин, чуть ранее состав пополнил выпускник хоккейной школы московского «Спартака» Михаил Шалагин, ярко проявивший себя на молодёжном уровне и Герман Грачёв, который провёл в КХЛ в составе родной «Северстали» 23 матч и отметился 3 голами. В джерси «Горняка» можно увидеть сына главного тренера челябинского «Трактора» Илью Гатиятулина. А в прошлом сезоне дебютировал за фарм-команду «Автомобилиста» и отлично себя проявил омский центральный нападающий, успевший поиграть за океаном, Дмитрий Жукенов.

-5

Сильна вратарская линия. В сезоне 2019/20 дебютировал в ВХЛ серебряный призер МХЛ и MVP Владимир Галкин, его меняли Владислав Гросс и Леонид Фомин. Галкин заметно прогрессировал и уже в концовке сезона взорвал своим дебютом Континентальную лигу. Безукоризненную игру в «вышке» показывал Гросс, благодаря чему сейчас успешно проявляет себя в «Автомобилисте».

Выполняет ли «Горняк» функции фарм-клуба?

Президент УГМК и основной акционер клуба Андрей Козицын неоднократно подчеркивал, что «Автомобилист» обязан воспитывать высококлассных хоккеистов и со временем стать клубом со ставкой на своих воспитанников.

«Через некоторое непродолжительное время в регионе профессиональных хоккеистов будет достаточно, чтобы наш «Автомобилист» смог завоевать все возможные кубки, и не только «Автомобилист», но и сборная страны», – заявлял Козицын.

Для этих целей на хоккейные школы затрачиваются огромные суммы, а по всей области ведётся строительство ледовых кортов. Но зачем ждать следующее поколение, когда результаты можно получить гораздо быстрее. Для этого уже сейчас можно начать грамотно использовать уже имеющихся ярких талантливых воспитанников екатеринбургского хоккея. В «Автомобилисте» прослеживается проблема – практически нет взаимопонимания и ротации между командами. Если вертикаль МХЛ – ВХЛ ещё как-то работает, то про ВХЛ – КХЛ такого сказать нельзя. Никто из хоккеистов «Горняка» не стал полноценным игроком «Автомобилиста», особенно это касается молодых доморощенных проспектов. Единственное движение, которое совершается – это подключение нескольких игроков к тренировкам основы в межсезонье или в паузах чемпионата КХЛ. В прошлом сезоне за «Автомобилист» провели несколько матчей  Роман Ивашов и Александр Севостьянов, но случилось это вынужденно, лишь по тому, что был переполнен лазарет команды. Притом, что в «Горняке» есть очень достойные молодые карды. Например, атакующий защитник Александр Щемеров уже в этом сезоне мог достойно показать себя в КХЛ. Однако «Автомобилист» предпочёл своему воспитаннику, одногодку Сергея Зборовского, купленного у «Торпедо» за одиннадцать миллионов рублей.

Многим воспитанникам екатеринбургского клуба провинциальные Учалы были не по нраву. В это межсезонье систему «Автомобилиста» покинули самые перспективные резервы клуба. На того же коренного екатеринбуржца Кирилла Тютяева у «Автомобилиста» были планы, как на основного форварда-лимитчика, однако Тютяев не почувствовал должного доверия и, чтобы предостеречь себя, принял решение продолжить карьеру в минской «Юности», где сейчас является одним из лидеров. Это говорит о том, что не всё в порядке: вертикаль могла бы поставлять хорошие кадры, но доверия у молодых игроков к родному клубу и тренерскому штабу основной команды нет.

-6

А если возвращаться к прошлому сезон, то и вовсе фарм-клуб препятствовал развитию подающего надежды игрока. В сезоне 2019/20 молодой форвард Максим Рассейкин практически в одиночку тащил молодёжную команду «Авто» к серебряным медалям, став лучшим нападающим МХЛ в кубковых баталиях, а директор «Автомобилиста» Максим Рябков на итоговой пресс-конференции называл Рассейкина «потенциальным символом уральского хоккея». Но громко заявить об игроке одно, а проследить за его развитием, дело другое. Увы, в этом случае руководство сняло с себя ответственность, заявляя, что не желает вмешиваться в тренерскую работу. Логичный с виду ход отправить нападающего в Учалы для поддержания игровой формы и набора кондиций обернулся трагедией. Олег Леонтьев вместо того, чтобы грамотно использовать, периодически появляющегося в его команде забивного креативного форварда, «замариновал» его в четвёртом сдерживающем звене. В этом сочетании Рассейкин получал мало игрового времени, не был задействован в игре в большинстве и меньшинстве, а более слабые партнеры, с которыми ему приходилось играть, не успевали за ним и просто не понимали действий хорошо обученного технаря. Следовательно, Рассейкин не мог показать блестящую игру похвастаться хорошей статистикой, а набирать очки в одиночку за счёт индивидуального мастерства не всегда получалось. Хоккеист провёл за сезон лишь 21 матч со средним игровым временем около 12 минут за матч. В России техничных и креативных центральных форвардов – наперечёт. У игрока вместо прогресса случился регресс, при этом никто не понёс ответственность. Прокомментировать ситуацию Леонтьев отказался.

Этот частный случай говорит о том, что, руководству команды стоит пересмотреть свою политику в  отношении молодых игроков и всё-таки проводить профилактическую беседу с тренерами в чьи руки доверяют ценных воспитанников «Автомобилиста». Сейчас функционерам нужно доказать не на словах, а на деле насколько им реально нужны доморощенные кадры. Единственное грамотное решение, которое докажет это дать форварду кредит доверия. В межсезонье некогда перспективного игрока даже не собирались приглашать на сборы с «Автомобилистом» и знакомить с Биллом Питерсом. Сейчас в минской «Юности» екатеринбурженец показывает не самый лучший результат, но виной тому травма, долгое восстановление и, как следствие, пропущенная предсезонная подготовка, а вместе с ней начало сезона. Это значит, что игрок сейчас находится не в самой оптимальной форме, но стоит вспомнить хотя бы тот факт, что в «Автомобилисте» на предсезонке по физическим показателям Рассейкин шёл вторым после Найджела Доуса. Сухая статистика – вещь относительная. Нужно смотреть глубже на потенциал, физические данные и игровые качества хоккеиста, о которых прекрасно знают функционеры.

Клуб из Екатеринбурга странно подходит к вопросу развития собственных кадров. Сейчас у «Автомобилиста» есть звёздный воспитанник свердловского хоккея – Павел Дацюк, но кому он передаст эстафету? Где новые доморощенные звёзды и плоды клубной вертикали? Слишком велика пропасть даже от Анатолия Голышева и Никиты Трямкина до следующего поколения. У многих, в том числе сильнейших команд КХЛ, в составе присутствует множество игроков 1996-99 годов рождения (исключаем лимитчиков, положенных по Регламенту). В составе «Автомобилиста» закрепился лишь Андрей Обидин. В этом сезоне он провёл 31 игру и набрал 5 (4+1) очков.

Екатеринбург-спортивный, ассоциируется, прежде всего, с «Автомобилистом». Хоккейный клуб имеет огромное значение для региона, поэтому обязательно должен иметь свою сильную школу и молодёжку. Теперь ещё и фарм-клуб рядом, поэтому в главной команде обязаны играть местные воспитанники. Местные воспитанники – это бренд и лицо команды, это народные герои и гордость, в которых живёт дух столицы Урала.

Не стоит забывать о том, что «Горняк» – звено клубной вертикали, а не обособленная команда, выполняющая только свои личные цели в ВХЛ. Пока сотрудничество «Горняк» – «Автомобилист» не дало весомых результатов. Однако есть надежда, что уже в скором времени всё сдвинется с мёртвой точки.

-7

В межсезонье и начале сезона большая группа хоккеистов «Горняка» попробовала свои силы в «Автомобилисте». Осенью несколько матчей с основой сыграл воспитанник «Сибири» Михаил Назаров. В январе в матче с «Авангардом» дебютировал Дмитрий Жукенов, оставив самые лучшие впечатления. Форвард, обладающий хорошим катанием, показал всё то, что должен делать центр четвёртого звена. Он отлично действовал в нападении и в обороне, был первым на пятаке. И тут стоит вспомнить о странном жесте в адрес фарм-команды. Функционеры подписывают средних неограниченно-свободных агентов, ориентируясь на их опыт, но, по сути, не все такиеигроки превосходят молодёжь из «Горняка». Вместо НСА неплохое игровое время и достойную практику мог ближайший резерв «Автомобилиста», включая лимитчиков. Заработные платы у таких хоккеистов в разы меньше, а лимит вообще не попадает под потолок зарплат. Сэкономленные деньги позволят приобрести игроков экстра-класса, которые нужны для выполнения поставленных задач – финал Кубка Гагарина.

«Горняк» сегодня

-8

С января «Горняк» выступает в Верхней Пышме на Ледовой арене имени Александра Козицына. «Это позволит более оперативно и эффективно взаимодействовать всем трём командам системы нашего клуба, выступающим в МХЛ, ВХЛ и КХЛ», – сообщается в официальном обращении пресс-службы «Автомобилиста».

О том, что фарм-команда должна играть ближе к Екатеринбургу говорилось давно. Предполагаемым вариантом как раз была Верхняя Пышма. Но в панах ничего подобного не было. Неожиданно мечты стали реальностью!

Плюсов в том, что «Автомобилист» перевёз «Горняк» из Учалов – множество. Например, территориальная близость позволит клубам активно работать, а хоккеистам станет удобно переезжать из одного города в другой. Все необходимые объекты – аэропорт, вокзал, больница стали ближе. Ближе и крупный, для кого-то родной, мегаполис с развитой  инфраструктурой, что тоже не может не отразиться положительно.

Возрастёт армия поклонников команды. Это плюс, как для самих хоккеистов, которые нуждаются в поддержке фанатов, так и для культурно-развлекательной жизни региона. Накал матчей в ВХЛ порой такой серьёзный, что по эмоциям игры сродни плей-офф – есть на что посмотреть, а молодые игроки, особенно те, что уже понюхали пороха в КХЛ, вызывают интерес у многих поклонников хоккея. Кстати, стоимость билетов на матчи ХК «Горняк» – 300 рублей, не зависимо от сектора.

Несомненно, переезд поспособствует развитию и популяризации хоккея в регионе в целом.

Официально говорится, что клуб будет выступать в Верхней Пышме до конца сезона, но абсолютно логичным ходом будет сохранить прописку в городе-спутнике Екатеринбурга. Стоит отметить, то, что при таком раскладе напрашивается ребрендинг. В первую очередь, смущает расцветка клубных джерси. Зелёный, синий, белый – цвета Республики Башкортостан. Росомаха, изображённая на груди, тоже нечего общего со Свердловской областью не имеет. Звучит банально и название. Сколько таких «Горняков» в России и за её пределами? Нужны отличительные черты, чтобы фарм-клуб стал действительно брендом Свердловской области, узнаваемой и любимой командой, а помимо этого, поставщиком ярких кадров и будущих звёзд для главной команды  – «Автомобилиста».

Автор: Алёна Захарова. Фото: ХК "Югра", ХК "Автомобилист", ХК "Ак Барс", ХК "Металлург", Светлана Трофимова, ХК "Горняк"