Читал новости, и вот хочу обсудить вопрос, поднятый в статье газеты КоммерсантЪ ("Школам выставили прокурорские оценки").
Кратко: в статье говорится, что по стране выявлено больше 6 тыс (правда, не указано, на сколько больше) нарушений в ходе дистанционного обучения. Среди перечисленных на первом месте - отнюдь не технические проблемы. Проблемы образовательные. Как указано в статье в первую очередь, происходит замена дистанционного обучения на самостоятельное изучение материала.
Вот об этом я и хотел поговорить. Остальное - отсутствие компьютеров, незаконные требования и локальные акты - это всё как-то мимо кассы. Всегда было и всегда будет. А то, что происходит подмена одного вида деятельности другим - это интересно.
Казалось бы - что тут такого? Если дети всегда прилежно работали на уроке, слушали учителя, выполняли его задания, то почему переход в дистант стал Катастрофой? При чём именно так - с большой буквы. Неужели простая замена способа общения могла так повлиять на результат?
Я согласен, что есть психологический момент: дети теперь находятся не в мобилизующей обстановке класса, а в расслабляющей домашней атмосфере. Кроме того, они не видят учителя, не ощущают его присутствия. Но столь серьёзного эффекта это дать не должно. Тем более, что современные дети привыкли видеть аватары вместо лиц. Я бы даже сказал, что теперь как раз учитель попал в привычную детям среду.
Тут резонно обсудить два вопроса:
1) Почему произошла замена обучения на самостоятельное изучение?
2) Почему это вообще стало проблемой?
Думаю, на первый вопрос мои читатели и без меня найдут кучу ответов: стало мало времени на объяснение и повторение материала, больше отвлекающих факторов и возможностей филонить у детей, технические проблемы и так далее. Ну, учителя выкручиваются из ситуации, как могут: от колоссальных домашних заданий до записи видеоуроков, которые дети должны конспектировать. Вот и приходится родителям выполнять роль учителя (кстати, в статье про то тоже написано), объяснять непонятое, а детям изучать всё самостоятельно, не имея возможности увидеть привычный образец.
Почему именно в школе возникла проблема, ведь, например, все ВУЗы уже сотни лет предлагают заочное обучение, основанное на самостоятельном изучении материала? Ответ, мне кажется, банален: в школе за 11 лет детей должны научить только одному - учиться самостоятельно, без образца. Не уравнениям, не законам Ньютона или Менделя, даже не грамотной речи. А именно учиться. И вот для тех детей, которые этому научились, проблемы при переходе на дистант не возникло. Они, как и раньше, самостоятельно изучали материал, время от времени получая наводки от учителя. А те, кто этому не научился, ощутили этот дистант в полной мере.
Вот дистант и выявил процент школьников, которые научились учиться. Для которых школа справилась со своей задачей.