Найти в Дзене
Сергей Блинов

Страшный сон главы ЦБ

Оглавление

В прекрасном мире будущего старейший в мире ЦБ боится остаться не у дел. А ему, Центробанку, чертовски хочется ещё поработать.

(заметки с гайдарфорума)

На прошедшем 14-15 января «Гайдаровском форуме 2021» Стефан Ингвес, глава шведского Риксбанка (так называется центральный банк Швеции), рассказал, зачем и как Центральные банки могут вводить цифровые деньги (ссылка на описание сессии и видео).

Это видео его выступления на YouTube (русский перевод):

Мотив создавать цифровые валюты прост: они должны заменить наличные деньги, которыми пользуются всё меньше и меньше. Тем самым центробанки надеются сохранить свою «актуальность» на долгие годы вперёд. Подробности далее.

Наличные – «исчезающая натура»

С 2005 года шведы стали заметно реже платить наличными. Сначала - , крупными купюрами, но где-то с 2014 года уменьшается количество денег и в мелких номиналах.

По отношению к ВВП объём наличных в хозяйственном обороте Швеции снизился с 9% в 1951 году до примерно 1% в наши дни.

-2

Причём Швеция и здесь привычно идёт «впереди планеты всей», печально констатировал Ингвес.

И он прав. Доля наличных в обращении снижается повсеместно, и в России тоже:

-3

Доля наличных (М0) в денежной массе (М2) снизилась в 2004-2020 годах с 36 до 19%.

Наблюдавшийся в ковидном 2020 кратковременный всплеск , во-первых, не отменяет общей тенденции, а во-вторых, вполне традиционен для кризисных эпизодов российской истории (см. выделенные жёлтыми выносками моменты).

Безналичными рулят коммерческие банки, а не ЦБ

Расплачиваясь наличными, граждане используют деньги, эмитированные Центральным банком.

Платя же безналом, граждане используют деньги, эмитированные коммерческими банками.

Например, в России порядка 44 триллионов безналичной денежной массы (принадлежащей гражданам и предприятиям) эмитировано коммерческими банками (18,3+25,7 трлн., см. схему).

Схема: Основные денежные показатели России

-4

Чтобы обслуживать обороты этих счетов, банкам нужны резервы («деньги банков»), эмитированные Центральным банком. Но прямого «контакта» между ЦБ и гражданами в этом случае нет, всё взаимодействие с держателями денег осуществляют коммерческие банки.

Тем не менее, пока в стране обращается около 12 трлн. рублей наличности, граждане всё ещё пользуются «деньгами Центробанка» напрямую, без посредников.

А теперь представьте, что наличных денег не стало, что они вышли из употребления, то есть, прямое использование денег ЦБ кануло в Лету. Роль коммерческих банков в финансовой системе резко бы выросла, а ЦБ, наоборот, свою роль понизил бы. Именно это сейчас и происходит в Швеции.

Вот! Это и есть страшный сон центробанкиров – они просто станут «менее нужными». И дальнейший рассказ Стефана Ингвеса это подтверждает.

350 лет печатаем деньги. И хотим ещё столько же

По ходу выступления Ингвес несколько раз упомянул , что Риксбанк существует с 17 века. Да и как не упомянуть: ведь шведский ЦБ (создан в 1668 году) – старейший из центробанков мира. Например, Банк Англии был создан лишь четверть века спустя, в 1694 году.

Но интересно другое. Ингвес откровенно говорит, что «печатать деньги» - это главное дело ЦБ, и что они хотели бы этим заниматься ещё как минимум 350 лет.

-5

(CBDC – Central Bank Digital Currency)

Никакой революции, говорит Ингвес. Мы просто хотим сохранить своё присутствие и хотим, чтобы у людей был прямой доступ к деньгам центробанка.

В завершение он добавляет, что наличные не умрут совсем. Какая-то их часть будет нужна на случай, например, техногенных аварий, когда возникнут перебои со связью или электроснабжением.

Заключительный комментарий

С точки зрения моей «теории реальных денег», влияние ЦБ на рост экономики (от введения цифровых денег Центробанка)не изменится.

Сейчас денежная масса состоит из двух компонентов (наличные и безналичные деньги граждан и организаций). С введением цифровых денег центрального банка добавится третий компонент. Но на рост экономики влияет не форма денежной массы, а её объём, причём в реальном выражении, то есть, с корректировкой на инфляцию.

Конечно, у ЦБ появятся дополнительные возможности, инструменты, управления денежной массой. Но у него и сейчас их предостаточно. Проблемы экономического роста хоть в Швеции, хоть в России не в отсутствии у ЦБ инструментов, а в неумении или нежелании их использовать (см. «Экономическое чудо и упёртый Центробанк»).

P.S.

Ориентироваться в моих статьях и заметках удобно через НАВИГАТОР.

Раньше всего материалы публикуются в Дзен и Телеграм.

Телеграм: https://t.me/m2econ

Дзен: https://zen.yandex.ru/m2econ

Подписывайтесь!