Главный орган управления в волшебном мире - Министерство Магии. На Министерстве лежит обязанность защищать волшебников, следить за исполнением законов. В общем, всё как у нас.
И так же, как в нашем мире, правительство не всегда помнит о своей роли и обязанностях. Иногда удержание власти для Министерства становится куда важнее интересов народа. Особенно хорошо это заметно в пятой и седьмой книгах. В пятой части диктатуру устанавливает Корнелиус Фадж, в седьмой - Пий Толстоватый, ведомый Волдемортом. Но все они используют одни и те же методы.
Давайте посмотрим, какие.
Контроль СМИ
Где-нибудь в идеальном мире пресса существует свободно, рассказывает о новостях, пишет только правду и ничего кроме правды.
В реальном мире (и волшебном тоже) у прессы есть цель - чтобы её читали, есть потребность в деньгах и в безопасности.
Из-за первого она спекулирует на известных личностях и "грязных подробностях" их жизни, привирая и приукрашивая. От второго и третьего зависит, к кому именно СМИ залезет в грязное бельё и в каких словах распишет, что нашло.
Пока Гарри не ссорится с Министерством, пресса пишет о нём как о герое, рассказывает о его подвигах, трудном детстве и трагической потере родителей. Когда Гарри ссорится с Министерством, пресса вспоминает, что у него были проблемы с законом, смакует его импульсивные поступки и делает упор на проблемы со шрамом. И чем сильнее ссора, тем кривее призма, через которую подаются поступки Гарри и Министерства.
Интересно, что до откровенной и наглой лжи пресса никогда не скатывается. Она не говорит, что Гарри - сумасшедший, она лишь намекает и подозревает. Она не говорит, что он причастен к смерти Дамблдора, она лишь не исключает такой возможности.
Нарастающая лавина запретов
Запреты - это, с одной стороны, попытка контролировать поведение людей. А с другой - тренировка их покорности.
Вспоминаем, как вела себя Амбридж, только прийдя в школу. Она начинала с малого и адекватного - с проверки качества преподавания в школе. Хорошая цель, благая. Если бы она на этом этапе запретила ученикам собираться по трое, это было бы воспринято с сомнением.
Долорес действовала умно, по нарастающей. Декрет за декретом, запрет за запретом. Только ученики привыкнут к одному запрету и подчинятся ему, выходит другой, и у них не возникает сомнения в том, что его надо соблюдать. Чем больше она ограничивала их свободу, тем сильнее они привыкали к ощущению ограниченности.
Даже если запреты-декреты казались ученикам идиотскими, у них была чёткая цель - воспитать покорность. И они воспитывали.
Рост силовых структур
Чем больше власти было нужно Министерству, тем больше "солдат" им требовалось, чтобы власть удерживать. Гораздо больше, чем просто для поддержания порядка и обеспечения безопасности простых людей.
Амбридж, почти полностью подчинив школу себе, организовала Инспекционную дружину. При Пие Толстоватом был сформирован институт егерей. У Ивана Грозного были опричники.
Что интересно, поначалу такие "дополнительные" силовые структуры формируются, вроде как, для защиты народа. А потом оказывается, что у них почти неограниченная власть, закону они не подчиняются, и могут творить всё, что их душе угодно.
Их цель - не только обеспечение порядка. Их цель - показать силу власти, заставить людей (учеников, волшебников) чувствовать себя беспомощными.
Институт доносчиков
Эра Амбридж в Хогвартсе отлично проиллюстрировала, как диктаторы умело применяют метод кнута и пряника. Посмотрим на примере Мариэтты.
Мариэтта знала, что, приди она к Амбридж и сдай весь ОД, ей ничего не будет. Может, даже похвалят. А вот если не придёшь, а Амбридж схватит ОД, тебе будет очень плохо. И маме твоей, и всей остальной семье. Причём, в том, что Амбридж рано или поздно поймает ОД, сомнений нет, потому что она постоянно демонстрирует свою власть в Хогвартсе, свои неограниченные полномочия.
Придёшь - будет гарантированный пряник. Не придёшь - будет гарантированный кнут. Так и рождается институт доносчиков. Он страшен тем, что полностью завершает ощущение всемогущества и вездесущности правительства: ты никогда не знаешь, кто услышит, кто донесёт, ты живёшь в постоянном напряжении.
Поиск врага и культ личности
Для того, чтобы сплотить народ вокруг официальной власти, требуется две фигуры: герой и злодей. Герой, естественно, за всё хорошее и против плохого. Злодей - наоборот, он плохой, потому что плохой.
В пятой части мы видим, как Корнелиус Фадж создаёт себе образ гаранта стабильности, правды и процветания. На вторую чашу весов помещает Гарри и Дамблдора, которые хотят "порушить скрепы", ввергнуть страну в войну, и вообще просто привлекают к себе внимание.
В седьмой части происходит то же самое, но теперь врагами становятся грязнокровки. Они хуже, чем Дамблдор, они хотят "запачкать" чудесный мир волшебников, отнять его у магов, присвоить магию себе. И самое страшное - они невидимы, они могут быть где угодно. Вот вы знаете, чистокровен ли ваш сосед?
Бороться против идей и фактов (Вернулся ли Волдеморт? Кто виноват в странных событиях? Почему действия Министерства нелогичны?) трудно. Бороться против личностей легко. И если ты создаёшь два полюса "герой-злодей", люди так или иначе начнут мыслить этими двумя категориями, думать, на чьей они стороне. Надо просто подтолкнуть их, куда тебе выгодно.
Запугивание
Чтобы люди стали управляемыми, их нужно держать в стрессе. Спокойный человек начинает думать, напуганный человек находится под влиянием эмоций. Нужно постоянно рассказывать о внешних врагах, внутренних врагах, преступлениях, катастрофах. Нужно, чтобы люди верили, что мир - очень и очень опасное место, и лишь доброе Министерство может подарить спокойствие и безопасность в нём.
В седьмой части это видно особенно хорошо. Магов запугивают грязнокровками, из них делают монстров, которые везде, которые жаждут своровать у беззащитных волшебников их мир и их магию. А Министерство спасёт, защитит, выкорчует заразу. Эта мысль постоянно транслируется через газеты и листовки.
Все методы хороши
Что в пятой части, что в седьмой мы видим, что на пути к установлении диктатуры представители закона как-то незаметно теряют... сам закон.
В Ордене Феникса Долорес Амбридж тайно натравливает дементоров на пятнадцатилетнего подростка, применяет сыворотку правды направо и налево, не гнушается даже Непростительными. Как мы помним:
...то, о чем Корнелиус не узнает, ему не повредит.
О том, что при происходит при Пие Толстоватом, и говорить нечего. И тут бы людям взбунтоваться и восстать, но...
Они уже опутаны запретами и привыкли жить, подчиняясь. Они верят, что Министерство всесильно, всё знает, и боятся, что за ними придут. А СМИ твердят, что всё хорошо и правильно, а враги (от которых может спасти только Министерство) не дремлют, и, может, то, беззаконие, которое творят власть имущие, действительно необходимо для блага людей?
Конечно, есть человек (Гарри Поттер) который борется против тирании. Но он где-то далеко, а те, кто кричали правду близко (Ксенофилиус Лавгуд), жестоко за неё поплатились.
Так и рождается тирания. По крайней мере, так она родилась в Гарри Поттере, и, слава богу, прожила недолго.
Возможно, вам будет интересно:
Подписывайтесь на мой канал, чтобы читать новые материалы по миру Гарри Поттера. И буду очень рада, если вы поставите лайк или поделитесь моей статьёй.
Спасибо за прочтение.