Найти в Дзене
Tanztema

Марта Грэм

1894-1991гг.
Создатель базовой техники современного танца Марта (контракция и релиз, положение рук, параллельно, структура урока, дыхание, постановка корпуса, энергия, партер и смена уровней)
В своих творческих поисках она определила, что движение подчиняется трем основным константам: времени, пространству, энер­гии. Она считала, что внутренняя энергия исполнителя освобождается и «выплескивается»

1894-1991гг.

Создатель базовой техники современного танца Марта (контракция и релиз, положение рук, параллельно, структура урока, дыхание, постановка корпуса, энергия, партер и смена уровней)

В своих творческих поисках она определила, что движение подчиняется трем основным константам: времени, пространству, энер­гии. Она считала, что внутренняя энергия исполнителя освобождается и «выплескивается» в пространство во время танца.

Грэхем вошла в историю как основоположница модерн-танца, как создательница одной из самых влиятельных его школ. Новая форма сделала классический балет более близким и понятным простому зрителю. Хореография стала строиться на основе новых сюжетов, не типичных для классического европейского балета. Фигуры в танце часто меняются, они плавно перетекают из одного в другое как это естественно для человека в обычной жизни, танцовщик исполняет роль и обнажает свои эмоции. Пуанты, растяжка, выворотность становятся не нужными, важность придается естественным движениям человеческого тела, пусть набор их и ограничен, фигуры ассиметричны. Часто танцоры выходят на сцену вообще босиком, они больше не парят над сценой, тяжело и мучительно они преодолевают законы физического тяготения.

Марта Грэм описала механику человеческих движений как чередование напряжений и расслаблений. Ее техника была освоена многочисленными последователями и востребована до сих пор.

Марта Грэм танцевала и занималась постановками танцев до семидесяти с лишним лет. Она была первым танцором, удостоившимся чести танцевать в американском Белом Доме, была культурным послом в заграничных поездках, получила высшую гражданскую награду США - президентскую Медаль Свободы, ей присвоены награды и других государств.

Техника Грэхем формировалась постепенно на протяжении многих лет. Грэхем всегда порицала дилетантизм и считала, что танцовщик должен развивать свое тело, чтобы сделать его послушным инструментом для танца. Заниматься этим нужно всегда и беспрерывно, и для полного владения возможностями тела требуется многолетний тренаж. Вначале, отрицая, как все артисты этого направления, балетный театр. Грэхем демонстративно отвергала и классический тренаж. Позднее, как она признавалась сама, артистка поняла, что нелепо игнорировать то, что является плодом трехсотлетнего опыта, и взяла для себя из классического танца все, что ей казалось полезным. Но мастеров «танца модерн» волновали и другие проблемы. Новое искусство танца питалось соками родной земли, вбирало в себя то, чем был пропитан воздух страны. Стремясь постичь себя и своих современников, танцовщики задавались вопросом: как сложился национальный характер народа? Как отразилось в нем историческое прошлое? Как повлияли на его формирование традиции, жизненные обстоятельства, местные природные условия?

Создавала спектакли, а не упражнения, а затем из найденных для хореографической постановки движений формировала упражнения для класса. Некоторые движения появились в результа­те импровизации, некоторые были созданы под влиянием движений из классического танца, другие были созданы как хореографические образы.

Создатель более 180 спектаклей, которые до сих пор в репертуаре труппы, являются актуальными, а остальные тщательно зафиксированы фото и кино.

Главным источником движения в технике Грэхем является центр сил, она открыла его новые возможности. Тело нужно сделать управляемым, владение телом должно постоянно совершенствоваться и подчиняться анатомическим законам движения.

Образ сильной женщины, переживающей эмоциональную драму является наиболее частым.

-2

М. Грэхем обнажила механизм движения — усилие и расслабление, тщательно скрываемые в классическом танце. Это стало важнейшими элементами ее техники, ее концепцией движения, базирующегося на «сжатии — высвобождении». Это излияние, которое наполняет все тело. Она говорила, что движение нужно не изобретать, а обнаруживать в себе. Марта Грэхем использовала всевозможные способы пробуждения воображения, включая в уроки работу над сотней образов животных. Марта учила в свобод­ной манере, полностью сконцентрировавшись на предмете. 

Взамен танцу-развлечению Грэм предложила танец-высказывание и оказалась в этом очень успешна.

В своих постановках Грэм демонстрирует зрителю в первую очередь человека сильного, порывистого без различий по половому признаку. По ее мнению тело помнит движения души, танец показывает каков человек.

В постановках Грэм прослеживаются две центральные темы: американский опыт и греческая мифология. Первый мотив, новаторский для своего времени, рассказывал о становлении американской культуры и определении американца. Хореограф пыталась изобразить актуального человека с проблемами и переживаниями, в которых зритель может увидеть себя и сегодня. Второй — достаточно популярный среди предшественниц Грэм, но переосмысленный в новом контексте. Прежде Дункан и Сен-Дени́ использовали древнегреческие мотивы, как символ или сюжетную основу. Грэм же увидела в мифах образ универсального феминизма: история раскрывается с точки зрения женщины, но отображает эмоции, доступные каждому.

-3

В некоторых постановках Грэхем, например в Темной долине (Dark Meadow, музыка Чавеса, 1946), посвященной теме реинкарнации, действие происходит вне времени и пространства, здесь отсутствуют человеческие персонажи. Ряд работ Грэхем имеют особую задачу: таков спектакль Письмо миру (Letter to the World, музыка Хантера Джонсона, 1940), который раскрывает духовный мир американской поэтессы 19 в. Эмили Дикинсон. Грэхем многократно обращалась к трагическим образам женщин прошлого. Так, балет Пещера сердца (Cave of the Heart, музыка С.Барбера, 1946) посвящен страшной мести Медеи, а балет Ночное путешествие (Night Journey, музыка У.Шумена, 1947) – ужасной судьбе царицы Иокасты, матери Эдипа. Среди других значительных работ Грэхем – Легенда о Юдифи (музыка Шумена, 1950); воспоминание об американских пионерах-первопроходцах – Весна в Аппалачских горах (музыка А.Копленда, 1944; киноверсия – 1958); и прославление мира танца – Акробаты Бога (музыка К.Суримаха, 1960).

Первая «полнометражная» работа Грэхем – Клитемнестра (музыка Халима Эль-Дабха, 1958) явилась результатом сочетания таланта с мастерством. Более поздние постановки Грэхем – Федра (музыка Роберта Старера, 1962), Полуявь – полусон (Part Real – Part Dream, музыка Мордехая Сетера, 1965), Древние времена (Archaic Hours, музыка Юджина Лестера, 1969) и Деяния света (Acts of Light, музыка Норманс Делло Джойо, 1981).

 В искусстве Марты Грэхем родился новый тип танцевальной драмы, где повествование касалось не сколько внешних событий, сколько движений души. Ее называли «Шекспиром танца». Особенно охотно обращалась Марта Грэхем к образам античных и библейских, церковных мифов. Это балеты об Иродиаде (одновременная постановка на музыку П. Хиндемита, 1944), Медее («Пещера сердца», комп. С. Барбер, 1946), Эдипе и Иокасте («Путешествие в ночи», комп. У. Шумен, 1947), Ариадне и Тезее («С вестью в лабиринт», комп. Дж. К. Менотти, 1947), Жанне д"Арк («Диалог серафимов», комп. Н. Делло Джойо, 1955), Клитемнестре (одноименная постановка, комп. Халим Эль-Дабх, 1958) и др. Она подвергала глубинному анализу души своих героев и героинь, улавливая тончайшие нюансы эмоций, проникая в подсознательное. Притом это были абсолютно современные постановки. Танец становился средством самопостижения. Это совпало с тенденциями современного искусства и литературы, уделявшими особое внимание психологическому анализу индивида, раскрывая эмоционально-протеворечивый опыт, выявляя скрытые мотивы поступков. Такой танец отвечал также потребности современного американца решать психологические проблемы с помощью психоанализа, получившего в те годы столь широкое развитие.

Марта Грэхем работала с молодыми композиторами, которые были ее единомышленниками, в частности с Луисом Хорстом, ставшим консультантом ее труппы в области музыки. Придавая огромное значение оформлению спектакля, костюмы Грэхем обычно создавала сама, а наиболее близким ей по духу сценографом был Исаму Ногучи, содружество с которым началось в 1936 году и продолжалось до самой его смерти в 1988 году. Ногучи создавал для Марты Грэхем из проволоки, веревок, дерева и камня такое сценическое пространство, где каждый предмет служил действию, каждая деталь, дополняя движение, сливаясь с ним, обретала значение символа. Грэхем писала о Ногучи: «Я никогда не говорила Исаму точно, что мне нужно, что мне представляется. Но когда я сказала ему, например, что для «Путешествия в ночи мне понадобится постель, он принес мне постель не похожую ни на одну, когда-либо существовавшую: ее образ, сведенный к скелету, к сущности понятия».Другие танцовщики, работавшие в 1940-50-х годах, черпали вдохновение в фольклоре. К ним относится Катрин Данхем и Перл Примюс. Данхем была антропологом и изучала танцевальный фольклор народностей Карибских островов, чтобы затем театрализовать его, используя, в частности, в мюзиклах и фильмах. Перл Примюс исследовала африканские танцы и создала ряд постановок на их основе.

Труппа Марты Грэхем получила международную известность после гастролей по Европе и Ближнему Востоку. Постоянным местом пребывания как труппы, так и школы Грэхем стал «Центр современного танца Марты Грэхем» в Нью-Йорке. В 1957 был снят фильм Мир танцовщицы (A Dancer World), где в живой форме раскрываются основные идеи Грэхем и прекрасно представлена ее труппа. Ее книга Тетради Марты Грэхем (The Notebooks of Martha Graham, 1973) проливает свет на источник вдохновения Грэхем как танцовщицы и хореографа. В 1984 Грэхем получила орден Почетного легиона. 

-4

Цитаты:

"Тело скажет о том, о чем не расскажут слова".

"Художник – это время, а все остальные от него отстают".

"Тело – священная одежда, тайный язык души".

"Руки человека растут из спины, поскольку изначально они были крыльями".

"В мои 96 меня спросили о том, верю ли я в жизнь после смерти. Я знаю, что жизнь, как и энергия, непрерывна, и боюсь забвения. А пока я смотрю в лицо настоящему".

В каждой женщине есть все, что я делаю. Каждая женщина – Медея. Каждая женщина – Иокаста. Приходит время, когда каждая женщина – мать своего мужа. Клитемнестра – каждая женщина, когда она убивает. В большинстве балетов, которые я ставила, женщина одерживает полную и сокрушительную победу. Женщина убивает и хочет убивать. Она безжалостнее любого мужчины».

Когда мы вдыхаем, происходит расслабление («релиз»), а когда выдыхаем – сокращение («контракшн»). Это базовое действие тела. Вы родились с двумя этими движениями и сохраняете их до самой смерти».

«Центр сцены — там, где я».

"Я никогда не считала необходимым интерпретировать в танце музыку или сюжет. Я верю в написание партитуры движений… музыка оправа для танца. Я никогда не режу музыку композитора, никогда не сокращаю время исполнения. Когда я получаю музыку, {предварительно дав композитору не только сценарий, но и выписки из книг}, я начинаю ставить хореографию»

«Я даю танцовщикам технику. Техника — это язык, который делает возможной работу без видимых усилий»

«Есть еще одно важное дело — поиск денег… Ты можешь мечтать, у тебя в душе могут быть образы, но без средств ты не сможешь воплотить их в жизнь. Вот он, головной постулат протестантской этики и изнанка “American Dream”».