Англы приведены им ко Христу наставлением в вере;
Целый народ обращен был терпеньем его и любовью,
– эти строчки входили в эпитафию, начертанную на гробнице Григория Великого. Принято считать, что именно этому римскому папе англосаксонские германцы обязаны обретением христианской веры.
Англы и саксы не были коренным населением Англии: их призвало в страну кельтское племя бриттов, чтобы помочь в борьбе со своими вечными врагами пиктами. В отличие от бриттов, крещеных ирландцами, англы не приняли христианство и еще долго оставались язычниками.
Есть легенда, что Григорий Великий, еще не будучи папой, как-то прогуливался о римскому рынку и увидел привезенных из Британии рабов, мальчиков «соразмерного телосложения, с приятными чертами и красивыми волосами». Когда ему сказали, что это англы, он воскликнул: «У них лица ангелов, и они достойны приобщиться к ангелам на небесах!» – и удивился, что люди с такой небесной внешностью еще не христиане.
Став папой, Григорий не забыл эту встречу и в 596 году отправил в Англию 40 монахов во главе со своим другом и соратником, аббатом Августином. Путешествие оказалось трудным: галльские христиане были недовольны, что папа вмешивался в дела британской церкви, которую они считали своей, и не хотели пропускать его посланцев.
В Британии миссионеров встретил еще более холодный прием бриттов, крещеных ирландскими монахами. Кельтская церковь в некоторых деталях отличалась от римской: здесь по-другому проводили обряд крещения, иначе высчитывали время празднования Пасхи. Если латиняне выстригали тонзуру в виде венчика вокруг головы – это называлось тонзурой св. Петра, – то кельты предпочитали тонзуру св. Павла: головы выбривалась спереди, а сзади отпускались длинные волосы.
Еще важней было то, что римляне приехали крестить англов и саксов, то есть германцев, которых бритты считали оккупантами и своими злейшими врагами. Они отказывались даже есть в одном с ними помещениями, а пищу, которую касалась рука англа, бросали псам. Поэтому бритты смотрели на крестителей англов как на своих врагов, хотя сами были христиане.
Григорий хотел подчинить местную церковь римской, воссоздав ту структуру, которая существовала еще в первые века христианства: две провинции с кафедрами в Йорке и Лондоне, в каждой провинции по 14 епархий во главе с епископами. Августин потребовал, чтобы местные христиане отказались от своих обычаев и подчинились Риму.
Британские епископы и монахи обратились за советом к одному отшельнику, славившемуся своей святостью. На вопрос, нужно ли им подчиниться, старец ответил: « Повинуйтесь Августину, если он человек Божий».
«Но как это узнать?» – спросили бритты.
«Если он Христов, — ответил старец, — то кроток и смирен сердцем, как и Сам Господь. Приходите на место последними: если Августин встанет при вашем появлении, значит, он послан Христом; а если отнесется к вам пренебрежительно, то и вы поступайте также».
Бритты так и сделали. Когда они вошли, Августин остался сидеть, поэтому они сочли его гордецом и стали ему противоречить, не признавая его своим епископом. «Если уж он сейчас отнесся к нам с презрением, – говорили они между собой, – то что будет, когда мы ему подчинимся?»
Тогда Августин пригрозил, что если они не примут мир от своих братьев, то получат войну от своих врагов, намекая на гнев язычников. Действительно, вскоре на земли бриттов напал король англов Эдильфрид. Узнав, что монахи молятся о победе его противников, он заявил: «Раз они молятся своему Богу против нас, значит, они воюют против нас». Его солдаты перебили больше тысячи монахов, в живых осталось всего несколько десятков.
Несмотря на все трудности, Августин достиг больших успехов в миссионерской деятельности. Уже через год после прибытия в Англию Августин крестил короля Кента Энгельберта и множество его приближенных. Но в Лондоне ему закрепиться не удалось, и он поселился в Кентербери, основав здесь монастырь Святого Петра и став первым архиепископом Кентерберийским.
Позже епископом Лондона стал поставленный им Меллита, при котором был построен первый собор Святого Павла. Только через 60 лет после смерти Августина в Витби состоялся собор, на котором произошло слияние кельтской и римской церквей – с соблюдением римских обычаев и во главе с архиепископом Кентерберийским.
Другие статьи на ту же тему:
- Великие богословы. Григорий Двоеслов, римский папа и православный святой
- Великие богословы. Василий Кесарийский, богач, святой и дипломат
- Великие богословы. Григорий Назианзин, неудавшийся патриарх
- Великие богословы. Неистовый Тертуллиан и «алмазный» Ориген
- Как апостол Павел выглядел в глазах современников
- Великие еретики. Симон Волхв
- Великие еретики. Павел Самосатский
- Великие еретики. Маркион, отделивший Новый завет от Ветхого
- Кто такие гностики и чего они хотели
- Великие еретики. Гностик Валентин: мир сотворила любовь
- Великие еретики. Монтан – обновитель христианства и «первый протестант»
- Великие еретики. Манихеи, пожиратели света
- Великие еретики. Пелагиане и вопрос свободы воли
- Самые странные и причудливые секты. Мерзости борборитов
- Суицидные циркумцеллионы
© Владимир Соколов
Мои книги на портале «ЛитРес» и в издательстве "Ломоносовъ":