Найти тему
Цифровой директор

China Standards 2035. Как новая стратегия КНР отразится на конкуренции с США?

Оглавление

Фрэнк Роуз, старший научный сотрудник Института Брукингса, как-то сказал, что конкуренция между США и Китаем главным образом заключается в том, кто будет контролировать инфраструктуру новых технологий и задавать стандарты.

Этот момент редко упоминается, но по сравнению с ним история с чипами может оказаться вовсе незначительной.

Амбициозная 15-летняя национальная стратегия находится в стадии разработки и, ожидается, что его обнародуют в ближайшие месяцы.

Многие СМИ называют проект усовершенствованной версией «Made in China 2025», так как одного его названия достаточно, чтобы снова шокировать международное сообщество - «China Standards 2035».

Погоня США за китайскими технологическими компаниями в последние два года была лишь частью противостояния. За всем этим скрывается более амбициозное сражение.

Китайско-американские разногласия в области стандартизации

«Первоклассные компании устанавливают стандарты, второсортные компании разрабатывают технологии, а третьесортные компании продают продукты», то же самое можно сказать и о национальной конкуренции.

За стандартами стоят власть, политика, дипломатия и борьба за господство на международном рынке.

01

Чиновники КНР предложили создать стратегию стандартизации еще в 2015 году. В 2018 году в Администрации по стандартизации КНР заявили, что занимаются разработкой проекта “China Standards 2035”. А 15 января 2020 года в Китайской инженерной академии состоялась встреча ответственных за проект.

В середине марта 2020, сразу после того, как Китай вышел из самого тяжелого этапа эпидемии, Администрация по стандартизации КНР выпустила документ под названием «Основные направления национальной работы по стандартизации в 2020 году».

В то время в китайских СМИ было мало информации на этот счет, однако, в последние месяцы документ привлек значительное внимание со стороны других стран, и считается, что, изучив его, можно понять, что именно будет описано в плане “China Standards 2035”.

В документе предлагается сделать упор на девять систем стандартов: для профилактики и контроля эпидемий, сельского хозяйства и сельских районов, качества пищевых продуктов и безопасности потребительского качества, высокотехнологичного производства, информационных технологий и биотехнологий нового поколения, индустрии услуг, социального управления, экологической ситуации, и национальные стандарты.

Ключевые области стандартизации: блокчейн, Интернет вещей, новые формы облачных вычислений, Big Data, 5G, искусственный интеллект нового поколения, умные города, географические информационные системы (ГИС) и т. д. Все эти технологии являются основными технологиями эпохи цифровой экономики. И они также должны быть неотделимы от будущих стратегических направлений национального уровня.

В середине августа прошлого года Администрация по стандартизации КНР совместно с другими пятью департаментами совместно выпустили «Руководство по созданию национальной системы стандартов для искусственного интеллекта нового поколения», в котором разъясняются цели построения системы стандартов ИИ:

К 2021 году определить верхнеуровневые стандарты ИИ;

К 2023 году создать систему стандартов для ИИ.

A = Основы: терминология, методы оценки и тестирования. B = Поддерживающие технологии: big data, промышленный интернет, умные датчики, облачные технологии и т. д.
C = Базовые программные и аппаратные платформы: интеллектуальные чипы, среды разработки и т. д.
D = Ключевые технологические направления: машинное обучение, нейроморфные вычисления, графы знаний и т. д.
E = Ключевые технологии: обработка естественного языка, биометрическое распознавание и т. д.
F = Продукты и услуги: умные роботы, умные услуги.
G = Отраслевые применения: умное сельское хозяйство, умное транспорт и т. д.
H = Безопасность и этика.
A = Основы: терминология, методы оценки и тестирования. B = Поддерживающие технологии: big data, промышленный интернет, умные датчики, облачные технологии и т. д. C = Базовые программные и аппаратные платформы: интеллектуальные чипы, среды разработки и т. д. D = Ключевые технологические направления: машинное обучение, нейроморфные вычисления, графы знаний и т. д. E = Ключевые технологии: обработка естественного языка, биометрическое распознавание и т. д. F = Продукты и услуги: умные роботы, умные услуги. G = Отраслевые применения: умное сельское хозяйство, умное транспорт и т. д. H = Безопасность и этика.

Дай Хун, директор Второго департамента промышленных стандартов SAC, однажды сказал: «Международные технологические исследования и разработки, а также стандартизация процесса патентования еще не завершены, поэтому в технологической сфере мировые стандарты еще на стадии формирования. И это очень хорошая возможность для Китая «маневрировать и уверенно двигаться вперед».

Но действительно ли стандартизация настолько важна?

02

Стандарты - это универсальный международный язык.

В настоящее время существуют три международные организации, осуществляющие стандартизацию: Международная организация по стандартизации (ISO), Международная электротехническая комиссия (IEC) и Международный союз электросвязи (ITU).

На официальном сайте ISO есть интересный слоган: «Когда мировое сообщество достигает консенсуса, происходят великие дела».

Это не преувеличение. На сегодняшний день ISO выпустила 23 377 стандартов, охватывающих почти все аспекты нашей жизни, от обуви, которую мы носим, ​​бумаги формата А4, которую мы повсеместно используем, до фабричных ниток, контейнеров в доках, сферы безопасности дорожного движения в городе и повсеместной сети Wi-Fi - все это основывается на стандартах, разработанных ISO. В то же время они предоставляют регулирующим органам разных стран основу для формирования их политики и правил.

Стандартизация кажется консенсусом в поиске лучшего технического решения.

Фактически, это всегда был такой этап, на котором оспариваются политика и интересы отдельных государств.

Возможность влиять на разработку стандартов - мощный инструмент власти.

После того, как Цинь Шихуан объединил шесть стран, первое, что он сделал, - это установил единые национальные стандарты, единые систему измерения и валюту. Такой ход обеспечил династию Цинь мощными инструментами контроля.

В наше время в формировании международных стандартов доминируют Соединенные Штаты. Например, в американская технология GPS стала мировым стандартом, и все коммуникационные технологии должны разрабатываться на основе этого стандарта.

Китаю всегда не хватало влияния в вопросах управления международной стандартизацией. Следствием этого явились огромные ежегодные выплаты Китаем роялти на объекты интеллектуальной собственности.

17 лет назад Китай попробовал бросить вызов американским стандартам.

12 мая 2003 г. Китай официально выпустил WAPI, единственный в стране законный стандарт беспроводной сети. Как результат, стандарт вызвал международную панику, так как он был безопаснее Wi-Fi, а также нацелен на уязвимости безопасности серии IEEE 802.11.

В то время торговая ситуация между Китаем и США была напряженной. Как только произошел этот инцидент, США пошли в оппозицию. Связанные со стандартом отраслевые ассоциации призвали не играть по китайским правилам и даже наложили эмбарго на чипы Wi-Fi в Китай, угрожая вести торговую войну.

Когда Китай решил отстоять стандарт WAPI и запланировал встречу с представителями ISO, то китайским экспертам, планировавшим присутствовать на той встрече, было отказано в визах США.

Китайский стандарт WAPI был принят только в 2010 году. Однако, к этому времени Соединенные Штаты уже монополизировали глобальную беспроводную локальную сеть с Intel Centrino.

В этом китайско-американском противостоянии китайский WAPI потерпел неудачу.

В то время в отрасли была популярна поговорка: «Успех стандарта не зависит от технологии».

03

В последние годы Китай все больше осознает необходимость соревноваться за право голоса при формулировании международных стандартов.

Предсказание того, что мир ожидают «серьезные перемены, каких не видело столетие», определяет сегодня стратегию Китая.

Сейчас мир находится в переходном периоде между информационной и цифровой экономикой, но новые экономические и отраслевые модели и модели еще не обрели форму.

Начало новой технологической революции будет неизбежно означать подрыв и переосмысление существующих систем, правил, структур и стандартов.

Китай уверен, что именно этот период позволит им обогнать Штаты.

В эпоху цифровой экономики направленность стандартизации сосредоточена на 5G, искусственном интеллекте и Интернете вещей.

Китайские чиновники, на примере сильного влияния Huawei на технологию 5G, осознали, что, если одним из первых выходишь на новый рынок, то есть все шансы играть ведущую роль в разработке стандартов для этого рынка.

Huawei занимает первое место среди подателей т.н. “стандарт-необходимых патентах” (standard essential patents) 5G с долей в 20%. Даже если Huawei будет вытеснена из 5G, другие компании все равно будут платить Huawei за использование стандартов. В этот раз Министерству торговли США пришлось уступить и разрешить американским компаниям сотрудничать с Huawei в разработке стандартов 5G.

Так, в дополнение к имплементации стандартов непосредственно в самом Китае, КНР также усилила влияние китайских стандартов на международном рынке с помощью инициативы “Один пояс и один путь”.

Например, в 2019 году инициатива поспособствовала тому, что 8 китайских стандартов стали национальными стандартами в Монголии, 232 китайских и российских стандарта для гражданской авиации были включены в каталог стандартов взаимного признания, а Бразильская ассоциация по техническим нормам начала осуществлять китайско-бразильское сотрудничество в области стандартизации строительной техники.

В области искусственного интеллекта у Китая есть значительное преимущество - огромные массивы данных.

Хотя Штаты сейчас опережают в сфере полупроводников, китайский рынок больше рынка США. А ведь количество данных играет для алгоритмов решающее значение. Хуан Цифань приводит красивую аналогию: “Алгоритмы - это душа искусственного интеллекта, но если он оживает, то нуждается в постоянной подпитке большими данными”.

В последние годы ежегодный рост предложений Китая по ISO и IEC достиг примерно 20%. В 2019 году Китай представил в общей сложности 238 предложений по международным стандартам ISO и IEC, из которых 150 были представлены в ISO, 77 - в IEC, а 11 - в Объединенный комитет ISO / IEC по информационным технологиям (JTC1).

Кроме того, Китай предоставил в ITU 830 технических документов, связанных со спецификациями проводной связи, заняв первое место в мире, превзойдя по количеству Южную Корею, США и Японию вместе взятых.

Однако увеличение количества стандартов - это только первый шаг.

Формулирование международных стандартов на самом деле является делом добровольным и основывается на консенсусе. И тут важно смотреть на качество стандартов. Так, усилить влияние китайских стандартов можно только при улучшении их качества.

04

Обнародование проекта «China Standards 2035», очевидно, заставит Запад проявить больше бдительности.

Некоторые иностранные СМИ называют план обновленной версией «Made in China 2025», полагая, что Китай снова начнет субсидировать государственные предприятия, что фактически будет проявлением недобросовестной конкуренции.

На февральской конференции «Китайская инициатива», проведенной вашингтонским аналитическим центром «Центр стратегических и международных исследований» (CSIS), генеральный прокурор США Уильям Барр произнес речь:

С 19 века США были мировыми лидерами в области инноваций и технологий. Технологическое превосходство Америки сделало нас процветающей и безопасной страной...
Технология 5G сегодня в центре формирующегося технологического мира... Если Китай установит единоличное доминирование над 5G, он сможет управлять возможностями новых технологий, которые будут зависеть от них и переплетаться с 5G... Власть, которую США сегодня имеет для применения экономических санкций, бледнеет по сравнению с беспрецедентными рычагами, которые мы передадим в руки КНР.

Через 5 лет мировая инфраструктура 5G и широкое применение технологии никого не будут удивлять. Временное окно короткое. Барр сказал, что США и их союзники должны действовать быстро и подумать о вливании капитала в основных конкурентов Китая, Nokia и Ericsson, чтобы противостоять Huawei.

В июле 2020 Сенат США представил отчет, в котором Китай обвиняется в доминировании над цифровым пространством. Доклад был подготовлен членом Демократической партии США Робертом Менендесом, в котором было сказано:

Соединенные Штаты находятся сейчас в отчаянной ситуации и уступает в позициях касательно 5G Китаю...
Пока США и союзники не дают отпор, Китай может переписать правила Интернета.

Этот доклад означает поворот в интересах партии и показывает, что, если Демократическая партия победит на выборах, это усугубит отношения США с Китаем (прим. статья вышла до выборов в США).

Европейскому Союзу сложно маневрировать между Китаем и США, поэтому им приходится постоянно бороться за «цифровой суверенитет».

Американский журнал Foreign Affairs в феврале 20 года опубликовал статью американского профессора, в которой говорилось, что европейская мощь еще не пришла в упадок, потому что «стандарты ЕС» универсальны.

От настроек конфиденциальности iPhone по умолчанию, производства бразильского меда и использования пестицидов камерунскими фермерами до установки оборудования на китайских молочных фабриках и т.д. - все это доказывает, что ЕС обладает регулирующей компетенцией на мировом рынке.

Это называется «эффект Брюсселя». ЕС полагается не на отраслевых гигантов, но на большой и богатый потребительский рынок, сложную и всеобъемлющую институциональную структуру и твердую политическую решимость регулировать стандарты продуктов и услуг. Благодаря своей рыночной силе стандарты ЕС могут стать общепринятыми.

Европейский Союз, естественно, надеется, что сформулированный им «Общий регламент защиты данных» (GDPR) сможет ограничить Китай и помочь Европейскому Союзу стать глобальным разработчиком стандартов в отношении цифровых технологий.

Однако, пока большинство обеспокоены тем, что Китай переписывает международные правила, другие полагают, что плана «China Standards 2035» недостаточно и паниковать рано.

Наоми Уилсон, старшего директора по политике в Азии в Совете индустрии информационных технологий (ITI) считает, что «China Standards 2035» - это больше вдохновляющая речь, чем реальная стратегию. Правительству США не следует уделять много внимания на эту стратегию стандартизации. Вместо этого следует заниматься внутренними вопросами страны, сотрудничая с частным сектором и увеличивая инвестиции в образование и НИОКР в области STEM.

05

Противостояние Китая и США, вероятно, обострится.

Концепция «две системы и три мира» может стать новым международным образцом. В международной модели технологических стандартов две основные системы представляют собой не что иное, как китайские стандарты и американские стандарты. Три основных мира: «страна технологических инноваций», «страна коммерциализации технологий» и «страна-пользователь технологий», предложенной Янь Сюэтуном.

Профессор Дэнни Родерик из Гарвардского колледжа Кеннеди считает, что глобальный технологический прорыв неизбежен. И накануне этих перемен нам может повезти стать свидетелями приближения сингулярности.