Генпрокуратура выявила масштабные нарушения в дистанционном формате обучения по всей стране. Речь идет и о самообучении вместо полноценных онлайн-занятий, нехватке компьютеров для школьников и учителей, а также местных приказах, обязывающих учащихся иметь компьютерную технику для занятий с возможностью воспроизведения звука и видео.
Дистанционный формат обучения, который начался в апреле прошлого года и продолжился осенью этого учебного года, явился для учащихся, учителей и их родителей настоящим испытанием. Не все оказались готовы к новой форме обучения. Это касается всех сторон учебного процесса: учителей, учеников и их родителей.
Начну с учителей. Как оказалось, не все педагоги имеют дома достаточно современную технику, чтобы организовать полноценное преподавание предмета. Я знаю, что некоторые пожилые преподаватели в московских вузах не смогли вести онлайн занятия. Их каким-то образом заменяли. Да даже, если бы все учителя оказались на высоте в смысле информационных технологий, то здесь у нас, в провинции, организовать занятие онлайн практически было бы невозможно.
Ученики начальных классов в большинстве своём не имеют современных мобильных телефонов, а что уже говорить о ноутбуках, планшетах или компьютерах. У них в наличии, в лучшем случае, есть старенькие гаджеты (без интернета) для звонка родителям.
Процентов 30 старшеклассников имеют современные устройства, но разве это был бы полноценный урок, даже при условии проведения уроков на платформе ZOOM. Конечно, хорошо, что с помощью этой платформы можно проводить видео-уроки, презентации, конференции и другие мероприятия. Но в условиях, которые я описываю, это нереально.
В результате, во время дистанта самое современное, что могли предложить наши преподаватели старшеклассникам – это не свои, а готовые уроки, презентации и контрольные, которые предлагались для онлайн учёбы в сети.
А что же делали младшие и средние школьники? Создавались родительские группы, чаты, сообщества в разных мессенджерах – WhatsApp, Viber, Telegram, Odnoklassniki. Использовали e-mail. Отправлялись учителями задания на неделю, а учащиеся должны их были выполнить в тетрадях и прислать фотографию работы.
Вот это видео очень хорошо показывает, как это было. Самообучение. А как ещё? Родители пытались объяснить ребёнку задания, если получалось. И это было настоящее мучение.
Я помню возмущение родителей в родительских чатах. Вся отчётность перед учителем в основном ложилась на их плечи. Контроль за выполнением и пересылка заданий. А если родители в пандемию работали (а такие были), то все задания переносилась на поздний вечер.
Да, хочу немного сказать про ученика 3 класса одной из московских школ – моего внука. Он приехал ко мне на весенние каникулы и задержался у меня на 4 месяца. Дистанционные занятия у него были чуть-чуть более полноценные. Он записывал выученные стихи на камеру и отправлял, у него были в ZOOM уроки английского, физкультуры и несколько уроков математики и русского с его учительницей. В основном же, высылались задания, которые нужно было выполнять самостоятельно (с родителями) и отправлять учителю.
Теперь расскажу, каково было мне, учителю английского, справляться с дистантом. У меня 10 классов (групп) по 15-20 человек в среднем. Мессенджеры были задействованы все. ZOOM уроки, как я сказала, в наших условиях организовать нереально. Задания отправляла через группы и индивидуально (по просьбе родителей). Телефон разрывался от звонков. Задания от учеников поступали круглосуточно.
Просто поставить оценку без объяснения я не могла, поэтому все работы комментировала. WhatsApp, Viber, Telegram, Odnoklassniki, e-mail – были забиты работами учеников и моими подробными комментариями.
Между тем, ученики пользовались решебниками, списывали готовые задания и присылали на проверку. Конечно, не все, но большинство. И что интересно, слабые ученики присылали задания раньше всех. Им нравилось аккуратно содрать из ГДЗ и отправить учителю. Реальную картину их знаний получала только, когда составляла сама задания. И тут невозможно было проконтролировать списывание друг у друга. Ребята-старшеклассники охотно делились с друзьями выполненными заданиями. В общем, прошлая весна для меня была настоящим испытанием, как и для родителей.
Сопредседатель профсоюза «Учитель» Всеволод Луховицкий удивляется, что проверкой занялась прокуратура, а не Рособрнадзор или Роспотребнадзор. Он напоминает, что на федеральном уровне до сих пор нет нормативных актов, регулирующих организацию дистанционного обучения.
«Минпросвещения отделывается рекомендациями, и далеко не во всех регионах приняты такие организационные приказы, как в Москве,— говорит господин Луховицкий.— Требования СанПиНов по организации обучения выполнить в полной мере невозможно. Сейчас, когда все вернулись в школы, надо найти виновных в том, что дети не получили полноценного обучения. Виновными сделают директоров и учителей, это естественно».
А как у вас проходило дистанционное обучение? Каково пришлось учителям, ученикам и их родителям? Трудно или легко? Были ли занятия полноценными? Пишите в комментариях. Ставьте лайки и подписывайтесь на мой канал.