Найти тему
Провинциальные хроники

Тысячи нарушений в дистанционном обучении по всей стране. Неужели снова виноватыми оказались учителя?

Генпрокуратура выявила масштабные нарушения в дистанционном формате обучения по всей стране. Речь идет и о самообучении вместо полноценных онлайн-занятий, нехватке компьютеров для школьников и учителей, а также местных приказах, обязывающих учащихся иметь компьютерную технику для занятий с возможностью воспроизведения звука и видео.

Дистанционный формат обучения, который начался в апреле прошлого года и продолжился осенью этого учебного года, явился для учащихся, учителей и их родителей настоящим испытанием. Не все оказались готовы к новой форме обучения. Это касается всех сторон учебного процесса: учителей, учеников и их родителей.

Начну с учителей. Как оказалось, не все педагоги имеют дома достаточно современную технику, чтобы организовать полноценное преподавание предмета. Я знаю, что некоторые пожилые преподаватели в московских вузах не смогли вести онлайн занятия. Их каким-то образом заменяли. Да даже, если бы все учителя оказались на высоте в смысле информационных технологий, то здесь у нас, в провинции, организовать занятие онлайн практически было бы невозможно.

Ученики начальных классов в большинстве своём не имеют современных мобильных телефонов, а что уже говорить о ноутбуках, планшетах или компьютерах. У них в наличии, в лучшем случае, есть старенькие гаджеты (без интернета) для звонка родителям.

У некоторых детей всё же есть компьютеры. Но их же нужно контролировать родителям. Иначе только игры и весь другой развлекательный контент. Источник: usplash.com
У некоторых детей всё же есть компьютеры. Но их же нужно контролировать родителям. Иначе только игры и весь другой развлекательный контент. Источник: usplash.com

Процентов 30 старшеклассников имеют современные устройства, но разве это был бы полноценный урок, даже при условии проведения уроков на платформе ZOOM. Конечно, хорошо, что с помощью этой платформы можно проводить видео-уроки, презентации, конференции и другие мероприятия. Но в условиях, которые я описываю, это нереально.

В результате, во время дистанта самое современное, что могли предложить наши преподаватели старшеклассникам – это не свои, а готовые уроки, презентации и контрольные, которые предлагались для онлайн учёбы в сети.

А что же делали младшие и средние школьники? Создавались родительские группы, чаты, сообщества в разных мессенджерах – WhatsApp, Viber, Telegram, Odnoklassniki. Использовали e-mail. Отправлялись учителями задания на неделю, а учащиеся должны их были выполнить в тетрадях и прислать фотографию работы.

Вот это видео очень хорошо показывает, как это было. Самообучение. А как ещё? Родители пытались объяснить ребёнку задания, если получалось. И это было настоящее мучение.

Я помню возмущение родителей в родительских чатах. Вся отчётность перед учителем в основном ложилась на их плечи. Контроль за выполнением и пересылка заданий. А если родители в пандемию работали (а такие были), то все задания переносилась на поздний вечер.

Да, хочу немного сказать про ученика 3 класса одной из московских школ – моего внука. Он приехал ко мне на весенние каникулы и задержался у меня на 4 месяца. Дистанционные занятия у него были чуть-чуть более полноценные. Он записывал выученные стихи на камеру и отправлял, у него были в ZOOM уроки английского, физкультуры и несколько уроков математики и русского с его учительницей. В основном же, высылались задания, которые нужно было выполнять самостоятельно (с родителями) и отправлять учителю.

Дети ждут родителей. Как малышам самостоятельно отправить задания учителю? Источник: usplash.com
Дети ждут родителей. Как малышам самостоятельно отправить задания учителю? Источник: usplash.com

Теперь расскажу, каково было мне, учителю английского, справляться с дистантом. У меня 10 классов (групп) по 15-20 человек в среднем. Мессенджеры были задействованы все. ZOOM уроки, как я сказала, в наших условиях организовать нереально. Задания отправляла через группы и индивидуально (по просьбе родителей). Телефон разрывался от звонков. Задания от учеников поступали круглосуточно.

Просто поставить оценку без объяснения я не могла, поэтому все работы комментировала. WhatsApp, Viber, Telegram, Odnoklassniki, e-mail – были забиты работами учеников и моими подробными комментариями.

Между тем, ученики пользовались решебниками, списывали готовые задания и присылали на проверку. Конечно, не все, но большинство. И что интересно, слабые ученики присылали задания раньше всех. Им нравилось аккуратно содрать из ГДЗ и отправить учителю. Реальную картину их знаний получала только, когда составляла сама задания. И тут невозможно было проконтролировать списывание друг у друга. Ребята-старшеклассники охотно делились с друзьями выполненными заданиями. В общем, прошлая весна для меня была настоящим испытанием, как и для родителей.

Сопредседатель профсоюза «Учитель» Всеволод Луховицкий удивляется, что проверкой занялась прокуратура, а не Рособрнадзор или Роспотребнадзор. Он напоминает, что на федеральном уровне до сих пор нет нормативных актов, регулирующих организацию дистанционного обучения.

«Минпросвещения отделывается рекомендациями, и далеко не во всех регионах приняты такие организационные приказы, как в Москве,— говорит господин Луховицкий.— Требования СанПиНов по организации обучения выполнить в полной мере невозможно. Сейчас, когда все вернулись в школы, надо найти виновных в том, что дети не получили полноценного обучения. Виновными сделают директоров и учителей, это естественно».

А как у вас проходило дистанционное обучение? Каково пришлось учителям, ученикам и их родителям? Трудно или легко? Были ли занятия полноценными? Пишите в комментариях. Ставьте лайки и подписывайтесь на мой канал.