«Это слишком низкий балл, я старался». «Вы уверены, что это не оригинально? Я сам писал». «У других за эту же работу пятерка стоит». Я еще не встречала ни одного студента, который был бы доволен чем-то кроме пятерки. Даже троечник, которому достаточно тройки, всегда наудачу спрашивает, а есть ли шанс повысить. Ну, если он не в депрессии, конечно, и не потерял интерес к жизни.
Приведу всего три аргумента, которые объясняют эту ситуацию и множество других в жизни.
Во-первых, прибегну к научным данным. Мне поможет «эффект владения», открытый нобелевскими лауреатами Ричардом Талером и Даниэлем Канеманом. Согласно эксперименту с кружками, человек больше ценит то, что у него есть, чем то, чего нет. И по этой же причине он считает свой труд ценнее труда чужого человека. В нашей ситуации студенту кажется (ключевое слово), что он работал больше и заслужил оценку выше, а преподавателю – что работал больше он. Иногда мои комментарии к работе действительно сопоставимы с присланным текстом.
Во-вторых, вспомним о когнитивных искажениях (сегодня науке известно больше сотни их разновидностей). Одно из часто встречающихся называется эффектом Даннинга-Крюгера, когда человек низкой квалификации не осознает своих ошибок. Студенту может казаться (!), что он ответил верно. Это может быть правдой с учетом его общей базы знаний и опыта, но точно так же может противоречить реальной практике и знаниям более опытных людей. Преподавателю так же может казаться, что он видит больше логических связей.
Наконец, и студент, и преподаватель могут совершать фундаментальную ошибку атрибуции (эксперимент Джонса и Харриса), то есть объяснять свое поведение внешними обстоятельствами, а чужое – индивидуальными характеристиками. Например, студенту кажется, что преподаватель не семи пядей во лбу, а он сам пострадал от стресса и недосыпа. В это же время преподавателю кажется, что студент ленив и глуп, а у него слишком много административной работы, чтобы входить в положение каждого.
Все мы так или иначе заблуждаемся относительно самого предмета разговора/письма, мотивов друг друга, причин и обстоятельств ситуации. Возможно, осознавая это, студенту будет проще относиться к «неугодной» оценке, а преподавателю будет легче объяснить саму оценку.
Пишите в комментариях, расстраивали ли вас «несправедливые» оценки