Найти тему
Александр Долгих

Японская головоломка. Дал детям на уроке геометрии. Им понравилось

Такие японские головоломки у меня на канале уже были. Они, кстати, весьма популярны. И одну из них я решил дать свои девятиклассникам. Решали довольно долго, но решили. И что самое интересное - им понравилось. По крайней мере эту задачку они решали с бОльшим энтузиазмом, чем те, что решаем обычно на уроках геометрии.

Правила простые: можно использовать только целые числа и оперировать только формулой площади прямоугольника.

То есть если вам надо в процессе решения использовать формулу треугольника или разделить 17 на 2, используйте другой способ.

Найти надо длину красного отрезка.

Надо найти длину красного отрезка, используя только формулы площади прямоугольников и целые числа.
Надо найти длину красного отрезка, используя только формулы площади прямоугольников и целые числа.

Сразу начинаю рассказывать решение, так что если не успели подумать самостоятельно, не листайте пока что дальше.

Я привожу лишь одно из возможных решений, есть и другие. Возможно, вы найдете более простой и быстрый способ.

Итак, для начала найдем площадь левого прямоугольника со сторонами 5 и 9 (розовый прямоугольника на рисунке ниже). 5•9=45

Дальше из из этой площади вычитаем известную площадь левого верхнего прямоугольника: 45-17=28 [28 - это площадь заштрихованного зелёным прямоугольника на рисунке ниже].

Площадь большого нижнего прямоугольника (на рисунке ниже он обведен желтыми): 60+52=112.

Заметим, что 112 ровно в 4 раза больше 28. Тут, наверное, требуется пояснение картинкой.

Зелёный заштрихованный прямоугольник в левом нижнем углу ровно в 4 раза меньше, чем жёлтый прямоугольник, потому что 112=4х28.
Зелёный заштрихованный прямоугольник в левом нижнем углу ровно в 4 раза меньше, чем жёлтый прямоугольник, потому что 112=4х28.

Так как высоты зелёного заштрихованного и жёлтого прямоугольников равны, получается, что длины отличаются в 4 раза. У зелёного прямоугольника площадь можно записать как 4•5•h=h•a, где а - это бОльшая сторона жёлтого прямоугольника. Сокращая на h, получаем, что а=20.

А значит, искомая длина красного отрезка равна 20-5-10=5. Правильный ответ 5.

А каким способом решали вы?

Ещё интересно: Никто в классе не решил 3 простых головоломки со спичками за 30 секунд

Японская головоломка. Этому в российских школах не учат

Задача для 8 класса, которая поставила в тупик 11-классников