https://mampap.world/blogs/entry/404-синдром-«выученной-беспомощности»-у-детей
Что это такое и почему его можно натренировать?
Представьте себе, когда человек может что-то сделать, но не делает, хотел бы что-то изменить в лучшую сторону, да никак «руки не доходят». И работа всю жизнь нелюбимая, и ремонт в квартире никак не закончится и практически на все одни сплошные отговорки «потом когда-нибудь».
Как докатился до жизни такой? Причина, как правило, кроется в негативном опыте. Причем не одноразовом, а постоянно повторяющимся. Ругает мама ребенка за то, что руки у него не из того места растут каждый раз, как он что-нибудь уронит, он и становится реально таким вот «безруким». А зачем рисковать, если любимая мама будет опять недовольна?
В основе «выученной беспомощности», как родительское недовольство и постоянные наказания, так и родительские запреты из страха и тревоги, пресловутая гиперопека, желание все сделать как можно лучше.
Такая мама сначала долго кормит ребенка с ложечки, потому что сам-то испачкается, не дает ребенку самостоятельно одеваться, потому что самой быстрее, а потом вдруг обнаруживает, что делает за него уроки и собирает в школу портфель, а тот даже в комнате прибраться не может. Пусть лучше мама.
Психологи давно занимались этой поведенческой проблемой. Экспериментировали на животных, проворачивали психологические трюки и с людьми. И пришли к выводу, что беспомощность можно натренировать. Если ставить какое-то время индивидуума в такие условия, в которых нельзя ничего поделать, то даже когда условия меняются на благоприятные, испытуемые не меняют своего поведения. Потому что предыдущий негативный опыт оказывается сильнее реальности.
Как распознать «выученную беспомощность» у ребенка?
Очень часто в речи такого ребенка встречаются слова и фразы маркеры:
- «я это не могу»;
- «не хочу», которым ребенок всячески пытается прикрыть свою неуверенность, боязнь;
- «всегда», о том, что у него что-то всегда не получается;
- «у меня ничего не получится», когда заранее настраивается на плохой результат.
Поведение людей с выученной беспомощностью может быть диаметрально противоположным. Один излишне суетлив, другой, наоборот, заторможен. Но действие или бездействие ни того, ни другого не приводят ни каким результатам.
Что же делать?
Не мешать ребенку проживать свою жизнь. У него должен быть опыт, как побед, так и неудач.
Поэтому так важно давать ребенку самостоятельность. Конечно, сообразно его возрасту. Боитесь, что разобьет фарфоровую чашку, когда будет мыть посуду? Дайте ему вымыть ложку!
Не нужно сравнивать ребенка с кем-то другим, кто успешнее. Лучше сравнить с ним самим, когда он был маленький и не умел что-то делать в силу возраста. Зато сейчас у него так здорово получается застегнуть молнию на куртке! (к примеру).
Не зацикливаться на гендерных стереотипах. Если мальчику нравится готовить, но пока не очень получается, не нужно говорить ему, мол «оставь - это женское дело». Лучше сказать, что он обязательно научиться, если захочет.
Реакция родителя на плохой проступок ребенка должна быть своевременной и сообразной поступку. За случайное опоздание и обман нельзя ругать одинаково.
Пусть ваши реакции будут естественными. Ведь воспитание - это не система просчитанных ходов, а живое взаимодействие здесь и сейчас. К счастью, выученная беспомощность – синдром обратимый. От нее можно избавиться. Для этого правда потребуется время, терпение и …любовь.
#воспитание #воспитание ребенка #советы по воспитанию #семья и дети #отношения в семье #гендерные стереотипы #прокрастинация #выученная беспомощность #психология семьи #психология