Как все-таки научить ребенка разговаривать? АВА-терапия и теория бихевиоризма, помогли мне понять с чего нужно начать, чтобы вытянуть из ребенка звуки, и в дальнейшем слова. Это у меня получилось.
Далее появились фразы, потом простые предложения, часто используемые ребенком на бытовом уровне.
Я хочу водички. Мама, пойдем со мной. Я не хочу кашу. Я хочу к бабе. Дай мне молока и т.д.
И вот бы сразу мне понять, что логика-то научения должна быть аналогичной, но я долго не могла сообразить, что делать дальше? Как перейти на следующий уровень. Ведь мне-то нужно, чтоб сын говорил: я хочу купаться, давай поедем в аквапарк; может быть включим телевизор, я хочу посмотреть мультики; пришла зима, значит скоро Новый год и т.д.
Специалисты по развитию детей, логопеды рекомендуют рассказывать рассказы по картинкам.
Но это оказалось сложновато. Сын не всегда понимал, чего я от него хочу, отвлекался и 70% рассказа проговаривала я.
И только недавно я поняла в чем моя ошибка. Я перескочила через несколько шагов, которые необходимы сыну для понимания и закрепления связи между несколькими последовательными действиями.
У меня получился вот такая схема научения ребенка говорить (это только мой субъективный опыт):
1. Вызов звуков
Тут могут использоваться разнообразные методики логопедов, основа которых - имитация. Повторение за взрослым сначала действий, потом мимики, потом звуков.
Для научения нужен только взрослый.
2. Вызов слов
Научение звукоподражаниям, звукам животных, простейшим коротким словам: АУ, ДАЙ, НЕТ, МАМА, ПАПА, ОХ, КОТ, СОК и т.д.
Для научения использовала игрушки, крупные карточки. Этот этап может быть достаточно долгим, для того, чтобы наработать обширный пассивный словарь ребенка
3. Научение использовать короткие предложения
Здесь нам помогло:
- составление и показ презентаций "Я" (я собрала фото сына с разными действиями: я сплю, я ем, я купаюсь, я прыгаю и т.д),
- элементарные ролевые игры (матрешка упала, зайчик поскакал в домик, мишка ест яблоко, слон спит и т.д.),
- презентации "Что делает Мишка"
- Карточки Домана с действиями детей
Сначала я спрашивала сына: Это кто? Мальчик. Что он делает? Рвет бумагу. Сделай так же. Потом, при показе карточки, Ярик сам говорил: Мальчик рвет бумагу. Я рву бумагу. И, конечно, постоянное использование новых фраз и предложений.
А вот потом у меня произошел стопор. Я не понимала, как дальше расширить, усложнить предложение. Когда я произносила, сын повторял за мной. Но сам не использовал.
4. Научение сложным предложениям
И вот тогда я составила вот такие картинки:
Подписываю я больше для себя и мужа, который тоже занимается с сыном, когда я не успеваю. Этими картинками я научила сына двигаться по стрелке и понимать причинно-следственную связь. Сначала было одно - потом другое. Для нас, переход от простого предложения к рассказу по 4 картинкам, оказался сложноват, а вот такие пары картинок помогают нам формировать сложные предложения.
5. Повествование
И вот тут уже, на этом этапе, можно пробовать рассказ по картинкам, но еще я использую вот такие картинки:
Ярик картинки эти очень любит. Приходит ко мне, берет картинки и говорит: Может рассказать про корову?)))
Пока мы на этом этапе. Дальше будем активно тренировать повествование и рассказы по картинкам, постепенно усложняя их. Как перейти к сложным вопросам интересно для сына, я пока не придумала. Но надеюсь, что озарение скоро придет)))