Найти тему
Франшиза Суши Wok

Как McDonald’s стал франшизой, и почему братья Макдональды тут не при чем

McDonald’s — крупнейшая в мире американская сеть ресторанов быстрого питания. Сегодня это ведущая франчайзинговая компания в мире. Лишь немногие знают, что мировой популярностью сеть обязана не только братьям Макдональдам, но и ушлому коммерсанту, который сумел популяризировать франчайзинг и сделать из обычного фаст-фуда компанию-легенду.

История McDonald’s берет свое начало в 1955 году в маленьком рабочем городе Сан-Бернардино в Калифорнии. Уже известный, но не очень успешный в то время предприниматель Рэй Крок, разъезжая по всей стране и распродавая мульти-миксеры, оставшиеся от прогоревшего бизнеса, обратил внимание на придорожный ресторанчик братьев Ричарда и Мориса Макдональдов.

Крок был поражен процессом работы, который придумали братья:

  • Ресторан имел ограниченное меню всего из девяти наименований.
  • Поразительным была также разработанная братьями система скоростного обслуживания, которая до сих пор работает во всех ресторанах McDonald’s.
  • Вместо обычной посуды использовалась бумажная, которую не нужно было мыть.
  • Официанты были заменены кассирами, клиенты сами подходили к стойке, чтобы сделать заказ.
  • Такая система позволила Макдональдам установить неприлично низкие цены. В то время, как во всех фаст-фудах гамбургер стоил около 30 центов, они продавали его за 15.

Несмотря на невиданный для фаст-фуда успех и годовой доход в 300 тысяч долларов, братья Макдональд ленились развивать бизнес. Право на открытие точек и операционные секреты передавались за копейки - франшиза стоила от 1 до 2,5 тысяч долларов.

Макдональды даже не брали себе процент от доходов ресторана —
то есть привычный для современных франшиз роялти просто отсутствовал.


Крок предложил Макдональдам продавать франшизы по всей стране на 20 лет по цене 950 долларов. Также каждый ресторан должен был выплачивать 1,9% от своего дохода. По такому договору 1,4% получал Крок, а 0,5% шли братьям Макдональд.
Условия также
запрещали вносить даже минимальные изменения
в технологические процессы, все рестораны должны были строго соответствовать стандартам McDonald’s — от количества касс до среднего размера картофелин.

-2

Ситуацию изменил Сэнфорд Агате, скромный журналист из Чикаго. Агате накопил 25 тысяч долларов, мечтая вложить их в свое дело. Крок уговорил его купить франшизу. Агате потратил все сбережения на депозит, первичный взнос за здание и покупку оборудования.

Ресторан открылся 26 мая 1955. Уже через несколько часов после открытия перед зданием выстроились длинные очереди.
Выручка в тот день составила
450 долларов. К вечеру следующего дня – больше 800 долларов. А через два дня ресторан Агате начал приносить стабильный доход в 1000 долларов в день.
В 1957 году Сэнфорд Агате купил себе роскошный дом, а его прибыль превысила даже заработок самого Крока.

-3

В 1961 году братья Макдональды согласились продать свое имя Кроку и предоставить ему полную свободу управления брэндом за 2,7 млн долларов. Несмотря на финансовые трудности, Кроку удалось найти инвесторов и выкупить компанию.

Про Рэя Крока говорят, что он заселил Америку миллионерами.
85% из 21-миллиардного годового оборота McDonald’s приходится на индивидуальных инвесторов в США.


Согласно данным с официального сайта McDonald's, на 2020 год компания насчитывала
38 тысяч ресторанов в 100 странах мира, обслуживающих примерно 69 миллионов клиентов каждый день. Первый российский McDonald's открылся в Москве в 1990 году.

Читайте и другие удивительные истории о том, как развивался франчайзинг:
Патент на швейную машину положил начало франчайзингу
Пепси стал первой производственной франшизой и пришел в СССР
Марта Харпер придумала франшизу на парикмахерские

Сегодня франшиза McDonald's стала практически недоступной. Сеть достигла таких масштабов, что стать франчайзи компании невозможно. Но на российском рынке есть и более крупные сети, которые также продают франшизы и окупаются за срок от полугода. Ознакомиться с наиболее надежными можно в рейтинге каталога BuyBrand в разделе HoReCa https://buybrand.ru/raiting-franshiz/

ОСТАЛИСЬ ВОПРОСЫ? ОТВЕТИМ В КОММЕНТАРИЯХ!

🔔Бизнес-школа Суши Wok – Интересно. Полезно. Наглядно

Еда
6,93 млн интересуются