Статью мы посвятим «идеологическим» названиям улиц столицы. Но не простым. Ни улиц Красина, ни Ленинских проспектов с площадями Ильича тут нет. Поговорим об именах советского происхождения, которые… как бы сказать… выходят за пределы банального.
Столетие – в полтора года!
3-ю Рогожскую в 1919 году переименовали в Вековую улицу.
«В честь века пролетарской революции»
Этот «век» длился полтора-два года (и осенью 1919 мог окончиться в любой момент).
Поселок, названный по имени статьи
В 1920-е на Соколиной горе существовал поселок Великий почин, получивший свое имя в память о первых субботниках в депо «Москва-Сортировочная» (весна 1919 года).
В июне 1919 года Ленин написал по поводу субботников статью «Великий почин» (позднее – кто бы сомневался? – переведенную на полсотни языков). Но в данном случае название брошюрки попало даже на карту…
Двусмысленные тупики
К большому сожалению, в столице нет (и, как я понимаю, не было) «Коммунистического тупика». В Москве есть только переулок. Чтобы найти Коммунистический тупик, надо поехать в белорусскую деревню: Проскурни, Гомельская область.
Зато на нашей карте до сих пор существует Крестьянский тупик (с 1922 года). Был еще Демократический тупик, который в 1937 все-таки переименовали от греха подальше, а еще через три десятилетия – застроили. В середине 30-х упразднили и Лубянский тупик, названный так до революции (отходил от Лубянского проезда). Однако старожилы вспоминают, что табличка «Лубянский тупик» висела там вплоть до 60-х, сильно забавляя граждан…
Этот тупик и ныне существует в качестве внутриквартального проезда, но… за решеткой.
От проспекта Андропова отходит улица Лубянка
Большая Лубянка, как известно, называлась улицей Дзержинского, Малая – сохраняла историческое имя. Однако в 1960 году в составе Москвы появилась еще одна улица – «просто» Лубянка. Она находилась в деревне Новинки, которая в этот момент попала в городскую черту. Я ее видел на карте 1968 года – позже она была упразднена, а появилась раньше 1935. Скорее всего, это название «скопировано» с московского, хоте мне неизвестно, в какой момент (и виновата ли идеология).
Если б эту Лубянку не застроили, сейчас она бы отходила от проспекта Андропова.
То, что проспект до сих пор носит это имя, тоже можно посчитать курьезом. На карте нынешней Москвы трудно представить имя Брежнева или Черненко, но Андропов – он живуч…
Главный чекист СССР был связан и с Большой Лубянкой, причем еще до революции. Его семья держала в этом месте ювелирный магазин (да-да, будущий генсек имел «буржуйское» происхождение).
Площадь Крестьянская застава
Была так названа в 1925 году
«в честь советского крестьянства».
Что связывало именно эту площадь с завтрашними колхозниками? Непонятно. Кажется, ничего не связывало!
Исторически она называлась «площадью Спасской заставы». Площадь стала Спасской из-за Новоспасского монастыря. Рядом с монастырем проходил Камер-Коллежский вал – старинная граница Москвы. Пересечь эту границу можно было, проехав через заставы: до 1754 года там находились таможни, потом – пункты паспортного контроля. В середине XIX века, когда железные дороги стали связывать Москву с другими городами, заставы упразднили за ненадобностью.
Улица неизвестного рабочего
В 20-х годах многие улицы называли в память о таких масштабных персонажах, имени которых теперь не найдешь ни в одном словаре. Примером может послужить 1-й Зборовский переулок (прежде их было четыре). Раньше они назывались Гучковскими – в СССР эту фамилию считали одиозной. Поэтому в 1924 году все четыре переулка переименовали
«в память о рабочем Зборовском, погибшем на трудовом фронте»
«Память», однако, оказалась столь непрочной, что в наши дни покрыто тайной даже личное имя о товарища Зборовского.
Все мои статьи, связанные с московской топонимикой, можно найти в оглавлении журнала «Нетривиальная история».
Читайте также:
Глупость на карте Москвы! Улицы, названные по ошибке
Прогулка по Волхонке: палаты Волконских, дом Михалкова, история ГМИИ