Найти тему
газета "ИСТОКИ"

Любимое кино: «Трилогия мести» Пака Чхан-ука

Оглавление

Добрались мы таки до южнокорейского кино. В наше время оно переживает небывалый взлет: сложно представить современный кинематографический мир без фильмов из Южной Кореи, а уж о волне главных наград престижных кинофестивалей уже бессмысленно напоминать.

Какие-то лет 10–15 назад мало кто мог подумать, что южнокорейский фильм получит «Оскара» в главной номинации «Лучший фильм» – режиссер Пон Джун Хо получил ее за «Паразитов» в 2019 году, отхватив до этого кучу других престижных наград крупнейших кинофестивалей (о фильме "Паразиты" читайте здесь).

Но сейчас мы вернемся в то состояние, когда кино из Южной Кореи еще только начинало вызывать международный интерес и главной причиной стали фильмы Пака Чхан-ука. Сам я заинтересовался (да и вообще узнал о таком явлении как кино из Южной Кореи) исключительно после просмотра первого фильма трилогии «Сочувствие господину Месть».

-2

Можно сказать, мир меняется после фильма «Олдбой» – второй части трилогии. На Венецианском кинофестивале этому фильму рукоплескает сам Квентин Тарантино с заявлениями, что это абсолютный шедевр и дико сокрушается, что «Олдбою» не дали Золотой пальмовой ветви, а ограничились Гранд-при от жюри. Ну, может, простой люд смотрел до этого Ким Ки Дука, ощущая некий налет элитарности и шокируясь азиатским экстримом, но о других больших авторах Южной Кореи они мало что знали, хотя вовсю работали и Пон Джун Хо и Пак Чхан-ук.

В конце 2020 года мы потеряли одного большого автора из Южной Кореи – Ким Ки Дука, а южнокорейская киноиндустрия работает вовсю, отчасти стараясь угнаться за Голливудом – одним из примеров может являться южнокорейский кассовый зомби-хит «Поезд в Пусан», но не все примеры столь удачны, и попытки догнать Запад приобретают порой нездоровые черты не очень удачной тенденции для корейского кино, ввиду стирания границ для четко обозначенной азиатской принадлежности. Но еще работает ряд настоящих больших авторов южнокорейского кино, к числу которых и принадлежит Пак Чхан-ук.

Режиссер задумал истории о мести на волне громкого успеха своего военного фильма «Объединенная зона безопасности», после которого ему был положен «карт-бланш» на съемки любого проекта. Есть даже данные, что изначально это и не было трилогией, и режиссер просто оговорился, что фильмов будет три, а далее пришлось просто выполнить обещание. Может, это и правда, ведь все три фильма совершенно разные по настроению и стилистике. «Олдбой» довольно сильно выделяется, являясь некой самостоятельной единицей, тогда как два остальных могут лишь дополнять общую картинку. В любом случае, эту трилогию я предпочитаю смотреть всю сразу и даже при всей разнообразности фильмов, объединенных общей темой, мне сложно выделить только один. Все фильмы прекрасны, эмоционально насыщенны и рассматривают темы мести с разных сторон.

Предлагаю сейчас вместе рассмотреть фильмы «Трилогии мести» южнокорейского режиссера Пака Чжан-ука в общей совокупности и убедиться в том, что корейское кино далеко не лыком шито.

«Сочувствие господину Месть» (2002 г.)

-3

Первая часть трилогии расскажет историю глухонемого молодого парня Рю. Он живет вместе с больной сестрой, которой срочно нужна операция по трансплантации почки. Нужного донора в больнице не находится, собственную почку Рю отдать не может из-за несовместимости по группе крови. Работая на заводе и накопив определенную сумму, Рю решается на отчаянный шаг – обращается к подпольным продавцам органов, которые, естественно, его обманывают и оставляют без денег и без почки. Рю, вследствие сокращения, увольняют с завода, и тут в больнице находится подходящий донор на трансплантацию. Для операции потребуются деньги, которых у Рю уже нет и потому их срочно нужно где-то достать. И он снова решается на отчаянный шаг – на похищение дочери Пака – владельца завода, с которого Рю уволили. Вместе со своей подружкой, членом анархической организации, они проворачивают данное мероприятие с учетом того, что никто не должен пострадать и девочка после получения выкупа вернется целой и невредимой.

«Сочувствие господину Месть» – мрачный социальный триллер о поисках справедливости, драма, которая оборачивается волной насилия. А точнее, как определенная цепь событий и случайностей запускает маховик мести, где самый обыкновенный человек превращается в чудовище. В драматургии фильма можно отыскать фундамент древнегреческих трагедий, да и в целом подобная архаика играет большую роль в азиатском кино, где слышны отголоски традиций. Постепенное усугубление ситуации порождает целую волну мести и мстителей, которым предстоит, в конце концов, столкнуться друг с другом и круг замкнется.

-4

Интересно то, как Пак Чхан-ук работает с повествованием, отчасти показывая историю, обходясь минимумом диалогов и слов для пояснений: здесь красноречивее работает изображение. Конечно, первая часть трилогии прошла практически не замеченной широкой публикой, интерес к ней возник после выхода второго фильма. И это неспешное, почти «фестивальное» кино многим кажется скучным, даже несмотря на большое и откровенное количество азиатского шок-контента. Какой же фильм про месть без большого количества крови? Здесь она есть, и жестокость показана довольно брутально, но оправданно. Пак Чхан-ук лишает месть ее романтического флера, навязанного боевиками – здесь не будет благородства и ощущения чувства собственного достоинства. Будет только тотальное разрушение человека, его жизни и жизни его близких.

Этот мрачный и депрессивный фильм, как это ни странно, не обходится без юмора и вот тут случаются очень непонятные вещи. Пак Чхан-ук умудряется соединять не сочетаемое: страшное со смешным. Может, это и южнокорейские особенности, особенно в отношении со смертью, да и вообще с темами не столь обсуждаемыми в широкой публике, но тот же Пон Джун Хо в своих фильмах часто прибегал к такому же приему. Здесь же стоит изрядно поднапрячься, чтобы принять правила игры южнокорейского режиссера, ведь он помимо обыкновенного житейского отображения будет применять и некий символьный код и даже моменты откровенной мистики (и никак это не объяснит). Хотя, надо признаться, на общую поэтику кадра это работает невероятно хорошо.

-5

«Сочувствие господину Месть» – невероятно мощное по эмоциональному накалу кино и первая ласточка для трилогии. Кино, позволяющее подумать над тем, как человек умирает изнутри и превращается в целеустремленное животное, способное жить только одной потребностью – отомстить. А что уж будет потом – неважно. Как говорят, захочешь отомстить – вырой две могилы, и надеюсь, не нужно объяснять для кого нужна вторая. А что дальше у режиссера Пака Чхан-ука мы уже знаем: это стремительный взлет, вершина его творчества и международное признание, а потому мы переходим ко второму фильму трилогии.

«Олдбой» (2003 г.)

-6

«Смейся и весь мир будет смеяться вместе с тобой.

Плачь и ты будешь плакать в одиночестве»

Фильм, произведший оглушительный фурор на Венецианском кинофестивале и удостоившийся признаний в любви самого Квентина Тарантино, но главных призов не завоевавший. Но не одними наградами стоит судить, ведь «Олдбой» – это вершина и огромный сияющий бриллиант в трилогии и в карьере режиссера. Современный «Граф Монте-Кристо» в обрамлении комикса. Тарантино назвал этот фильм абсолютным шедевром, и мне сложно не удержаться, чтобы не согласиться со всеми сказанными словами. Фильм, производящий эффект атомной бомбы, после которого все превращается в «до» и «после».

-7

«Олдбой» повествует о О Дэ Су, которого похищают и держат в частной тюрьме, где в условиях, напоминающих обыкновенный гостиничный номер низкого класса, он и содержится 15 лет без объяснения причин и указания на того, кто его туда поместил. Ровно через 15 лет его неожиданно выпускают, и О Дэ Су намерен найти того, кто лишил его свободы на 15 лет и поквитаться с ним.

«Олдбой» представляет собой квинтэссенцию темы мести, и, казалось бы, после этого фильма сложно сказать что-то капитально новое и столь исчерпывающее. Месть здесь предстает в самом изощренном типе, когда отмщение превращается в кровавую игру в «кошки-мышки» с попеременной сменой ролей. Поиск истины обретает черты правды, которой лучше было и не знать никогда, палач может стать жертвой и наоборот, зверь может получить просветление или вовсе занять место мучителя. Если «Сочувствие господину Месть» являлась некой социальной трагедией, то «Олбой» почти комикс, даром что он частично основан на японской манге. Мотивы древнегреческой трагедии здесь проявлены наиболее явно, со всеми натяжениями струн, перехлестами и трансформациями. То, что кажется мелочным и недостойным внимания, превращается для кого-то другого в титана, ведь «и камень, и песчинка одинаково идут ко дну».

Главными орудиями мести здесь становятся время и слова. Главное не то, за что О Дэ Су посадили на 15 лет, главное – почему его выпустили через такое время. Месть в «Олдбое» действительно приобретает крайне катастрофические черты для ее участников.

-8

Фильм удивительно полифоничен по жанровой составляющей: здесь и черты комикса, боевика, комедии, крайне эмоциональной драмы и множество других слоев – и все это за двухчасовой хронометраж меняется с огромной скоростью. И еще, этот фильм подарил кинематографу несколько особо запоминающихся сцен: поедание живого осьминога и сцена драки в коридоре, снятая одним планом. Фильм стал одновременно ближе к широкой зрительской аудитории, при этом не потеряв авторского вкуса, а потому и приобрел культовый статус и известность. Пак Чжан-ук заигрывает и высоким и низким стилями, выводя практически уникальную киноформулу, которая в «Олдбое» работает как надо.

Пак Чжан-ук создал картину невероятной мощности, и если вы будете смотреть ее впервые – то я сам искренне завидую. После просмотра сложно избавиться от ощущений, благо фильм просто потрясает и оставляет с глубокими чувствами, которые долго не выветриваются. Единственное пожелание – не смотреть этот фильм в русском дубляже, он довольно плох. Лучше с русскими субтитрами. И уж тем более не нужно обращать внимания на американский ремейк – по сравнению с оригинальной картиной он проваливается по всем пунктам, и неудивительно, что сейчас он уже почти забыт.

-9

Понимая, что на «Олдбое» можно распаляться невыносимо большое количество времени и при этом избежать спойлеров, которые могут быть губительны для этого фильма, я вынужден перейти к заключительной части трилогии с тем фактом, что зритель, прочитавший этот текст и не смотревший «Олдбоя», должен сделать это самостоятельно. Есть что терять, скажу я вам.

«Сочувствие госпоже Месть» (2005 г.)

-10

Финальный аккорд будет звучать в стиле барокко с привкусом сказочности, гламура и красочного изящества. Ведь мститель теперь женщина и, по ее мнению, месть должна быть обставлена красиво.

Ее называют «добросердечная Гым-джа», она прекрасный кондитер, и в возрасте 19-и лет попадает в тюрьму по обвинению в похищении и убийстве ребенка, которого она не совершала. Тем самым выгораживается главный виновник преступления, который похитил ее собственную дочь. Гым-джа отсидела 13 лет и в течение всего срока методично вынашивала план мести. После освобождения от ее добросердечности не осталось и следа: она надевает туфли на высоком каблуке, черный плащ, подводит глаза бордовыми тенями и заказывает оригинальный и жутко красивый пистолет, который поражает цель только с очень близкого расстояния. Она намерена посчитаться и вернуть свою семью.

-11

«Сочувствие госпоже Месть» проникнуто каким-то чувством тонкого лиризма, где сама месть как двигатель прогресса, но не самоцель. Желание мести – это способ пережить жизнь в аду, а выйдя оттуда – натолкнуться на нечто более важное. В этой части трилогии мститель впервые ощутит очищение, а сама месть превратится в коллективный акт, перестав быть объектом собственного эгоизма. Буйство красок и красоты подчеркнуты неким сюрреализмом происходящего – как визионер Пак Чахн-ук здесь добился наиболее выразительной картинки.

«Добросердечная» Гым-джа если и совершает зло, то во благо, ведь она ангел, и пусть даже чувство мести и совершает с ее ангельской сущностью некую трансформацию, ее добро в этом случае победит, в том или ином смысле. Гым-джа в первую очередь желает искупления для себя, за ошибки и упущения, и она его получит. «Сочувствие госпоже Месть» – явление щадящее, хоть и не лишенное большого количества крови.

-12

Трилогия заканчивается на довольно обнадеживающей ноте, дарующей надежду на продолжение жизни после акта мести, в хорошем смысле этого слова. Пак Чхан-ук закономерно замыкает на этом фильме тему, вводя даже небольшое количество отсылок из предыдущих фильмов.

Фильмы «Трилогии мести» – явление огромного эмоционального заряда. Каждый из фильмов обладает своими особенностями для пересказа историй с такой горячей темой, как месть. И пусть люди не думают о том, что это блюдо должно подаваться холодным: южнокорейский режиссер подает его обжигающе горячим, да и еще с большим количеством специй. Холод будет ощущаться послевкусием, сквозящим по телу, ведь блюдо съедено, а большего желать уже не приходится.

Сам Пак Чхан-ук сейчас обитает где-то в районах Голливуда, и для Америки в своем кинематографическом творчестве ничего столь ошеломляющего не сделал. Зато ряд картин, снятых после трилогии и в родной Южной Корее, еще хороши. Надеюсь, что прекрасный постановщик не застрянет надолго в Стране Грез и вернется обратно.

Егор ОКУНЕВ

Издание "Истоки" приглашает Вас на наш сайт, где есть много интересных и разнообразных публикаций!