Выйти за пределы своего информационного пузыря сейчас сложнее, чем обычно, а соблазн судить о социальной реальности по примеру близких только растет. Социологи изучили, как на самом деле изменилось наше поведение.
Об авторах исследования
В апреле 12 исследовательских агентств организовали совместное исследование в 11 городах России: провели 25 фокус-групп и 20 глубинных интервью. Инициатором стала компания «Радость понимания». Позже компания обновила результаты вместе с исследователями из TIBURON Research: социологи провели еще 15 качественных интервью и опросили 600 жителей больших городов России.
Социальные связи: слабые слабеют, сильные укрепляются
Из-за самоизоляции людям пришлось пересмотреть свой круг общения. Многие с удивлением заметили, что не скучают по большей части своих родственников, приятелей и знакомых. Люди задумываются, дает ли им это общение что-то ценное, или они тратят время впустую. Кроме того, вероятность случайных встреч сегодня сошла на нет — и это стало «индульгенцией» для отказа от коммуникаций.
В то же время прочные связи стали еще прочнее, ценность общения с по-настоящему близкими людьми возросла. При этом, неожиданно ожили старые, но ценные в прошлом связи — например, с одноклассниками или друзьями детства. Эпидемия и карантин стали поводом выйти на связь и дали общую тему для обсуждения.
Спонтанность уступила место рациональности
Сейчас любой выход из дома требует собранности и подготовки: маска, перчатки, а раньше еще и предварительное получение пропуска. Часть мест, куда люди раньше могли пойти спонтанно, закрыты или кажутся небезопасными.
Стало меньше спонтанных покупок. Люди стараются экономить, не готовы «спускать деньги» на то, в чем нет насущной необходимости, особенно учитывая неясные финансовые перспективы. Онлайн-шоппинг, в отличие от «традиционного» офлайнового, предполагает планирование. Сегодня выбор еще более вдумчивый, собранную корзину неоднократно пересматривают. В итоге шансов спонтанно купить вместе с необходимыми вещами что-то случайно приглянувшееся становится меньше.
Люди переживают из-за недостатка спонтанности в повседневной жизни — не хватает случайных встреч, разговоров, свободы в выборе развлечений. Но ограничение спонтанности в покупках кажется позитивным: многие считают, что это позволит им сделать потребление более рациональным.
Старые вещи обрели вторую жизнь
Во время самоизоляции многие разобрались у себя дома и обнаружили как множество полезных вещей, которые можно ввести в обиход, так и залежи ненужного, купленного под влиянием момента. Это подталкивает к ревизии покупательского поведения.
Фокус на краткосрочное планирование
Планировать развлечения, путешествия и поездки сейчас практически невозможно — никто не знает, как будет складываться эпидемиологическая ситуация и когда снимут запреты и ограничения. Практически ни у кого нет «подушки безопасности», позволяющей строить планы на будущее в условиях финансовой неопределенности.
Чтобы справиться с тревожностью, люди начинали планировать то, что раньше делали стихийно. Например, продумывать список покупок и рецепты блюд, досуг свой и детей, вести семейный бюджет. Это отчасти позволяет вернуть чувство контроля над своей жизнью. Те, кто работают из дома, вынуждены учиться планировать свое время, самостоятельно распределять ресурсы, преодолевать прокрастинацию и придумывать, как мотивировать себя.
Покупка продуктов становится более эмоциональной
Учитывая, что другие виды шоппинга сейчас мало актуальны, поход в магазин за едой становится одним из немногих доступных развлечений. Это легитимный повод выйти из дома, прогуляться, «вырваться из четырех стен», передохнуть от семьи и детей. Покупка продуктов и последующее приготовление еды становятся важными темами для обсуждения в социальных сетях.
Происходит геймификация продуктового шопинга: появляется азарт купить по самой выгодной цене, обнаружить что-то новое в ассортименте, выбрать самое выгодное предложение, найти определенные продукты в разных магазинах.
Вместе с этим расширяется география покупки товаров. Люди активно изучают магазины в своем районе, сравнивают ассортимент, цены, качество продуктов, посещают больше торговых точек, чем раньше.
Двоемыслие самоизоляции
Люди сознательно или неосознанно нарушают режим самоизоляции. Кому-то не удается пересмотреть свое привычное поведение, а другие недооценивают или игнорируют опасность заражения. Если человек не готов от чего-то отказаться, он придумывает себе оправдания, объясняет себе и другим, почему его действия необходимы или безопасны.
Многие не отдают себе отчет в том, что делают что-то нежелательное: ходят в гости к членам своей семьи, проживающим отдельно, — в том числе, к пожилым родственникам. Иногда еще и приводят к ним своих детей («бабушка же скучает по внучке»). Кроме того, люди не соблюдают социальную дистанцию в общении с близкими — продолжают обниматься и целоваться при встрече и прощании, — и встречаются с друзьями («мы самоизолировавшиеся и друзья такие же, вот мы и ходим в гости друг к другу»).
Людям неловко и стыдно показать, что они могут воспринимать своих родных и близких как источник заражения. Гораздо легче пойти на нарушение правил, чем продемонстрировать, что ты боишься заразиться от близкого человека, обидеть его своим недоверием
Читайте также:
Интернет-свадьбы, цифровые путешествия и виртуальные митинги
Дети и COVID-19: как самоизоляция влияет на подростков
COVID-19 порождает новые фобии — чего люди боятся?