Найти тему

СКАЖИТЕ МНЕ, ЧЕГО Я ХОЧУ

Очень часто люди приходят в терапию примерно с таким запросом. «Я не знаю, чего хочу». Ждут они, в идеале, конечно же ответ на вопрос, «таблетку», которая моментально пробудит или отыщет в них желания и сформирует цели на ближайшие лет «дцать». Что же в действительности происходит? Ответом на этот вопрос может быть один из самых распространённых вариантов, которые опишу ниже, при этом, сразу скажу, что не стоит выбирать себе один из них, в случае, если у Вас такая же дилемма.

ВАРИАНТ 1. Самая распространённая причина такого запроса – нежелание брать ответственность за себя, свою жизнь, свои желания, и, конечно же, за исполнение этих желаний. Ведь если они не исполнятся, то ответственным будет сам человек, а значит может появиться чувство вины, на «сцене» появится внутренний Критик и разнесёт в пух и прах бедняжку, за то, что тот не в состоянии даже свои собственные желания реализовать. Гораздо проще переложить эту ответственность на кого-то, чтобы в случае неудачи, или, даже, трудностей, обвинить именно его, например, терапевта, или близкого человека, вовлечённого в роль Спасателя. Причиной этому, как правило, служит не просто отсутствие поддержки, а постоянная критика со стороны родителей каждой даже малейшей неудачи в детстве.

ВАРИАНТ 2. Родители души не чаяли в своём чаде и окружали его сверхзаботой. Ему не приходилось быть самостоятельным, вовремя проходить этапы сепарации, делать собственный выбор и так далее. Очень часто такие люди слышали в детстве: «Ты еще маленький/ая» даже в самых простых вопросах. В итоге формируется запрет «Не расти». Характерно это для поздних или младших детей. В таком случае процесс взросления воспринимается как угроза, а соответственно самостоятельность, выражение собственных чувств и желаний отсутствуют как навык. Всё это усиливается, как правило, страхом перед принятием решений, ответственностью и возможными социальными препятствиями.

ВАРИАНТ 3. «Хочется? Перехочется!». Уже как-то писал на эту тему. Слышали такую фразу в детстве? Пренебрежительное отношение к желаниям и чувствам ребенка приводит к тому, что во взрослом возрасте ему вот как раз уже всего и «перехотелось». И в итоге он перестаёт даже хотеть хотеть, ограниченный запретами «Не будь важным» и «Не достигай». Ребенок, получавший такие послания, вырастает без разрешения на собственные желания, часто очень удобным для окружающих. Или же желания есть, но не получается их сформулировать даже для себя самого. Чего-то хочу от себя, людей вокруг, мира, а чего не знаю.

ВАРИАНТ 4. Самый важный человек в Вашей жизни – это Вы. Но что же происходит, если родители транслируют ребенку, что как раз они – «центр вселенной», что надо делать, думать и чувствовать только то что они говорят и так как они говорят и никак иначе? Сочетание запретов «Не думай» и «Не чувствуй» обуславливает появление внутренней пустоты, при этом формируется внутренний конфликт из-за неудовлетворённых потребностей. Ведь хотеть чего-то заложено в нас природой, но когда за тебя решают, чего ты хочешь, то ты прячешь этот навык так далеко, что потом отыскать его очень трудно. Как в старой шутке: «Саша, иди домой!», «Мама, а я проголодался или хочу в туалет?».

ВАРИАНТ 5. Депрессия. Люди часто любят плохое настроение сразу списывать именно эту область и с лёгкостью говорят: «У меня депрессия». Только вот есть одно большущее НО. Депрессия – это психическое заболевание. Диагноз такой может поставить только психиатр или врач-психотерапевт. Лечится этот недуг, соответственно, фармакологически, в идеале, в комплексе с немедицинской психотерапией.

Каков бы ни был вариант, лежащий в основе такого запроса, решение его будет одинаково. Каждый человек сам творец своего счастья. Никто за Вас Вашу жизнь не проживёт и ничего в ней не изменит. Важно помнить и понимать, что даже хотеть можно научиться, если не довелось овладеть этим навыком в детстве. Если Вас что-то не устраивает в Вашей жизни, Вы можете всё изменить.

.

#транзактныйанализ #психотерапия #психология #психолог #психологонлайн #work #life #психологсевастополь #сценарийжизни #хочу