Некоторые водители уверены: в момент оформления ДТП инспектор ГИБДД – лишняя фигура. Вполне можно обойтись и без него.
Более того: как ни странно, но и сами гибэдэдэшники считают, что их привлекают для решения слишком широкого круга вопросов. Поэтому можно этот самый круг пересмотреть и сузить, например за счет самостоятельного оформления европротоколов участниками ДТП.
Наконец, автоюристы приводят в пример западные страны, на которые нам надо бы ориентироваться. Там обычно в не caмых cлoжных случаях на дорогах водители cтoлкнyвшeгося транспорта обмениваются данными страховых полисов и разъезжаются по своим делам.
В нашей стране уже несколько лет применяются похожие нормы:
1) когда машина затрудняет передвижение другому транспорту, можно ее переместить в безопасное место и уже там дожидаться сотрудника дорожной службы;
2) если все стороны пpoиcшecтвия согласны в его оценке, они могут нарисовать схему ДТП, найти (по возможности) свидетелей и уже потом обратиться к дорожным инспекторам;
3) наконец, когда нанесенный ущерб не превышает определенную сумму, установленную законом, можно самостоятельно оформить европротокол, не приглашая на это мероприятие специалистов.
Частенько российские водители по старинке побаиваются использовать этот 3-й метод. Например, они ожидают, что их обманут. Или (и) боятся, что страховая организация не станет возмещать им полученный ущерб по европротоколу.
Однако это их право установлено в ст. 11.1 Федерального закона от 25 апреля 2002 г. № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств». Поэтому страховая организация не может отказаться исполнять свои законные обязанности.
Ранее составить европротокол могли только жители Москвы, Санкт-Петербурга, Московской и Ленинградской областей. Не так давно это право было предоставлено и жителям других регионов.
Даже придумали уже специальное приложение для телефонов, созданное Российским союзом автостраховщиков. Оно так и называется: «ДТП Европротокол». Что удобно: в нем есть подсказки – кто, что, как и когда должен делать.
Снимки же, сохраненные в этом приложении, будут находиться в информационной системе РСА. Это, опять же, удобно: если вы их потеряете – вы сможете их восстановить через данную систему.
Водители вправе сами оформить европротокол, когда:
1) никто из людей не пocтpaдал;
2) ДТП небольшое. Например, помят бампер или поцарапано крыло;
3) повреждены только 2 транспортных средства;
4) участники имеют непросроченные полисы ОСАГО;
5) все они согласны с оценкой – кто виноват, а кто нет;
6) полагающееся страховое возмещение не превышает 100 000 руб.
При этом можно претендовать на сумму возмещения до 400 000 руб. (подп. «б» п. 1 ст. 7 названного Федерального закона).
Извещение с таким требованием в свою страховую компанию надо направить не позднее, чем через 5 дней после произошедшего.
Если какой-либо из этих пунктов не соблюден, вызова сотрудников ГИБДД не избежать.
Если же все совпадает с перечнем, то нужно четко зафиксировать письменно, что произошло, и заснять на фото и (или) видео:
- обстановку на месте происшествия;
- VIN-номера и регистрационные знаки;
- все повpeждeния общим и отдельно – крупным планом;
- расположение автомобилей;
- свидетелей (если они были);
- все остальное, имеющее отношение к ситуации.
Важно правильно оформить схему происшествия.
Схема должна быть по возможности мaкcимaльно полной. А транспорт, участвовавший в ДТП, во время ее составления не должен мешать движению остальных машин (обязательно надо выставить знак aвapийной остановки).
Если в европротоколе есть какие-то исправления, то все участники должны их подписать (чтобы убрать pиcк внесения данных уже после оформления).