Найти в Дзене
Блог студии Снегири

Как сделать текст лучше, а героев интереснее?

Оглавление

Даже  профессиональный сценарист не может быть уверенным в том, что все что он придумал  - сработает. А уж начинающий - тем более. Ниже несколько способов оценить сценарий, которые помогут определить, что точно не идет ему на пользу и как это исправить.

Выживут только любовники ( 2013 )
Выживут только любовники ( 2013 )

Будьте объективны к своей работе. Часто продюсеры и редакторы сталкиваются с ситуацией, когда автор приносит плохой сценарий. Его, естественно, отвергают.  Автор, не получив развернутой обратной связи, начинает ругать всех вокруг, в том числе российское кино в целом.

При этом автор не задумывается о том, что, возможно, его сценарий недостаточно силен и что таких сценаристов больше, чем тех, чьи работы в конечном счете экранизируют. И что, возможно, корень проблемы российского кино именно в этом, в большом количестве плохих сценариев и дефиците тех, кто готов долго и упорно совершенствоваться в сценарном мастерстве, не смотря ни на что. А не в том, что все "якобы" куплено.

Происходит это из-за того, что автор не смог получить объективную оценку своей работы, а возможно и вовсе отправил свой самый первый драфт. И вот такие драфты забивают электронные почты студий, редакторы ищут хоть что-то стоящее, но с каждым таким сценарием все больше разочаровываются.

А дальше, как следствие,  студии недоверчиво относятся к тому, что попадает на почту, сценаристы недоверчиво относятся к студиям, и среди них и те, кто прислал некачественную работу и те, кто хорошо постарался, но его работа затерялась в стопках недостаточно проработанных историй.

И вот этот снежный ком превращается в массовую стереотипизацию индустрии и, как следствие, снижение качества работ.

Так что запомните,

Первый драфт, не вычитанный, не переписанный, не получивший обратной связи - это незаконченная работа. Сценарий создается в процессе переписывания.
Убивая Еву ( 2018 - )
Убивая Еву ( 2018 - )

Для того, чтобы объективно оценить свою работу, от нее нужно передохнуть. Потому что когда вы несколько месяцев корпели над сценарием, целую неделю потратили на то или иное решение, вам будет сложно его убрать. Дайте себе забыть свою работу хотя бы немного, и лишь спустя время возвращайтесь к доработке и вычитке. И не забывайте про важность обратной связи.

Проблемы в сценарии: причины

Есть такая распространенная ошибка, когда автор, дописав сценарий, понимает что что-то не так и начинает переписывать, менять диалоги, думая, что проблема в них.

Но, как правило, если история получилась плоской, не очень интересной, проблема не в диалогах, а в структуре истории, либо в главных героях, но скорее - во всем по немногу.

Начинайте переработку сценария с поэпизодника и битшита. То есть, с самой основы вашего сценария. Больше о том, что такое битшит и как его делать, в материале каждый сценарий заслуживает хороших битов >>>>>

Если видите, что у вас скучный главный герой или плоские второстепенные персонажи, скорее всего, ошибка была допущена еще на этапе разработки персонажа.

Главный герой

Бывает так, что сценарист придумывает какую-то идею и под нее пытается подстроить всю историю. В том числе и главного персонажа. Больше о разработке персонажа в материале как придумать и развить персонажа >>>>>

Иногда можно отталкиваться от идеи и подстраивать под нее все остальное. Но часто, это ведет к тому, что сценарист неосознанно заставляет героя делать то, что нужно автору.

И это встречается очень часто.

  • Проверьте, не заставляете ли вы своего героя делать то, что облегчит ему путь к финишу, не подсказываете ли вы ему и не подталкиваете ли вы его.
  • Поставьте себя на место персонажа, попытайтесь понять, как человек с его характером будет решать проблемы и преодолевать препятствия. Что действительно будет мешать ему двигаться вперед и заставлять действовать.
Худшее, что сценарист может сделать для главного героя - это подыграть ему.

Зрителю не очень интересно смотреть, как другой человек просто проводит свое время.

Без напряженных моментов, конфликтов, проблем и препятствий вы лишаете его самого важного - интереса к истории. И часто, именно чрезмерная любовь сценаристов к персонажам и стремление их пожалеть, помочь, приводит к тому, что характеры не получаются сильными, а зритель не получает удовлетворения от просмотра.

Она (2013)
Она (2013)

Второстепенный герой

Проблема может быть не с главным героем а с второстепенными.

  • Второстепенные герои должны быть проработаны. Не забывайте, что они сами не знают о том, что история не про них, они считают себя главными. Поэтому нельзя игнорировать их цели и желания.
  • Именно тогда, когда их цели противопоставлены тому, что хочет главный герой, происходит конфликт.
  • Второстепенные персонажи не должны потакать главному и его желаниям, а должны отстаивать собственные интересы.
  • Важны цели и мотивы абсолютно каждого героя.
  • Когда вы поставите каждого героя на место главного, вы увидите сколько интересных ситуаций и идей они могут спровоцировать.
  • Совпадений быть не должно ни в судьбах, ни в характерах, ни в каких-то иных характеристиках персонажей.

Не забывайте, что проблемы героев должны быть не только внешние, но и внутренние. Это делает историю более настоящей и интересной.  Герою нужно совершать еще и внутренний, моральный выбор.

Ансамбль персонажей

Персонажи, населяющие мир, который вы создали, должны быть разные.  Кстати, почитайте, что такое восемь комедийных характеров >>>>>, откуда взялась эта система и работает ли она

  • Ищите контрасты в ансамбле персонажей, разные точки зрения, реакции.
  • Не должно быть персонажей с повторяющейся системой ценностей или целями. Точнее, у них может быть одна и та же цель, но разные способы ее достижения, разная мотивация и ставка.
  • Конфликт не вырастет из разговоров, в которых все герои друг с другом согласны.

Некоторые думают, что чем больше разнообразных персонажей, тем интереснее история. Но суть в том, что раскрыть и проработать нужно каждого героя. Не всегда при большом количестве персонажей это можно сделать так, чтобы не запутаться и не перегрузить. Если вы только начинаете работать как сценарист, действуйте с небольшой группой персонажей.

Ищите баланс между тем, чтобы успеть раскрыть всех героев, не запутать зрителя и рассказать свою историю.

Считается, что за серию зритель способен усвоить примерно шесть персонажей. Исключения тоже часто встречаются - Мир дикого запада, Игра Престолов и другие проекты. Но все мы знаем, что исключения, как правило, под силу очень опытным, матерым сценаристам. И некоторые правила лучше не нарушать в начале пути.

Конечно все вышесказанное не значит, что про диалоги надо забыть, на них и обращают внимание при чтении. Но начинать усиливать их нужно не за счет формулировок, а за счет характеров и проработки героев.

Парк Юрского периода ( 1993 )
Парк Юрского периода ( 1993 )

Главный герой vs второстепенный

Бывает, что второстепенный персонаж интереснее, чем главный.

Такое происходит, когда вы стараетесь создать слишком идеализированный, положительный образ главного героя. Он получается слишком гладкий, а вот на второстепенном вы отводите душу - создаете дерзкий, оригинальный образ, более близкий и вам.

Но идеальные герои не так уж интересны, зрители тоже хотят видеть как развиваются герои неоднозначные и близкие или любопытные для них.

Проверяйте, кто из героев двигает историю вперед и действует. И либо меняйте персонажей местами, либо усиливайте характер главного героя.

Ваша задача - сильная история, и если в процессе написания чем то придется жертвовать, делайте это и даже не сомневайтесь.

Также можно попробовать поменять пол или социальный статус, возраст героя и подумать, изменится ли из-за этого история и если изменится, то как. Это можно проделать как с главным героем, так и с второстепенными. Возможно, такая трансформация даст толчок новым идеям для вашего сюжета.

Спрашивайте себя в каждом моменте сценария - что еще может усложнить жизнь герою, какой антагонист, какой ансамбль, какое время года и место действия. Этот вопрос усилит вашу работу и заставит еще больше углубиться в нее.

Идеальных сценариев не бывает, они никогда не получаются сразу. Сценарий - это переписывание. Ваша задача, как автора, как можно сильнее спрятать то, что работает не очень хорошо и выставить вперед то, что работает хорошо. Сценарий всегда компромисс и принятие решений. Изучить проверенные временем и экранизированные сценарии можно в библиотеке сценариев >>>>>