Когда деревья были большими и все свободно путешествовали, а именно почти восемь лет назад, в отпуске на Крите я познакомилась со своим будущим мужем Янисом. Чтобы доказать, что у нас не просто курортный роман, а все серьезно, Янис приехал ко мне в Челябинск.
Надо сказать, ему было сложнее, чем мне чартером по путевке. В несезон для того чтобы добраться с Крита в Челябинск, надо лететь на трех самолетах: Крит-Афины-Москва-Челябинск. И визу в Россию иностранцу оформить, как мне показалось, сложнее, чем нам шенген. Поэтому поступок я оценила.
Янис говорит, что с радостью поехал в Россию. Страна близка по культуре и традициям, тоже православные. А для греков, у которых церковь не отделена от государства, это важно.
Первая встреча с нашей страной случилась в московском аэропорту Шереметьево: он просто огромный, там очень много народа, но много и полиции. Особенно много было мам или бабушек с детьми.
А потом уже Яниса встретил Челябинск. Я наивно обещала ему снег в ноябре, и он ждал сугробов по колено. Но ноябрь 2013 выдался на удивление теплым, хотя снег он все-таки застал.
Сделаю лирическое отступление: снег на Крите все же бывает, но в основном в горах. И не лежит так, как у нас по полгода. Поэтому вся “холодная” часть поездки мужа очень впечатлила и удивила. Например, что машины на морозе могут не завестись. И что резину надо менять на зимнюю. На Крите максимум набрасывают цепи на колеса. А еще, что может быть скользко.
Очень впечатлил хоккей. В Греции, конечно, хоккею негде развернуться. Есть только футбол, а катки в основном пластиковые. Поэтому матч “Трактора” Янис вспоминает до сих пор. У него уже вторая кепка с эмблемой команды. Сказал, очень быстрая игра. Если сравнить с футболом, конечно)
Я гордо сообщила, что русские очень хорошо играют в хоккей. И спросила, есть ли у греков свой коронный вид спорта. Янис ответил, есть. Кофе)
Когда Янис приезжал ко мне, я работала. Поэтому днем он гулял один. Любимым местом прогулок была пешеходная улица Кирова. Я жила всего в 10 минутах ходьбы от нее. Перед этой улицей в нашем городе есть прекрасный торговый центр “Никитинский”, расположенный под землей, под главной площадью города. Зайти в него можно через подземные переходы. Янис сказал, вот там настоящая жизнь! Когда я спросила, почему именно там, он сказал, что наблюдал сцену драки. “Иди сюда! - Нет, ты иди сюда!” - изобразил он челябинцев по-русски с греческим акцентом. Это его не удивило, не напугало, а скорее позабавило. Вот такая жизнь.
А удивило то, что в России, если ты гуляешь один, не так просто найти с кем пообщаться. В Греции незнакомые люди запросто разговаривают. Например, в кофейне висит телевизор, там идут новости, и все, кто пришел, бурно обсуждают политику. А тут не так просто завести разговор с незнакомцем. Более того, не так просто найти кофейню.
На Крите попить кофе можно буквально на каждом шагу. В Челябинске даже в центре, где я всегда считала, достаточно много заведений, по греческим меркам оказалось недостаточно. Не говорю уже и о том, что нельзя найти холодный кофе зимой. Поэтому Янис подсел на чай, что грекам не свойственно. Они пьют чай только когда болеют. А в России наоборот кругом чай, причем не пакетики, а чайники.
Когда я спросила, как ему русская еда, Янис сказал, что особенно понравилось то, что я готовила дома. А вот общепит не очень. Хотя он оценил даже греческий салат. Но больше всего понравился русский салат. Так в Греции называют наш оливье. И готовить его абсолютно не умеют: в реке майонеза несколько картошек, морковок и неконсервированных горошинок.
Признаться честно, я немного переживала, как Янис будет без меня гулять и что-то покупать, ведь Челябинск не курорт, и мало кто владеет английским. Но он меня успокоил. Кофе - понятное слово на любом языке, а деньги посчитаем на пальцах.
И более того, удивил сюрпризом. В один из первых дней пришел ко мне на работу с розой. Звучит банально. Но иностранцу надо было не только найти и купить розу, но и пройти через пост полиции на моей работе в администрации города. Там даже со знанием русского не так-то просто пройти. “А вы к кому? Давайте паспорт. Нужен пропуск”. Как он это сделал, для меня до сих пор загадка. Но пришел с розой прямо в кабинет.
А вот для Яниса было загадкой, почему же машины такие грязные. Особенно общественный транспорт. Понятно, что на улице грязь, но можно же помыть. Я объяснила, что в Челябинске можно помыть машину утром, а к середине дня она снова будет серой.
Огорчила и экология. Янис долго мне не говорил, но потом признался, что когда вернулся домой, долго болел. Ему повезло, выбросы во время его приезда были какие-то особенно мощные. Даже мне привычной было в некоторые дни сложно дышать на улице, но так хотелось погулять и показать ему город.
Кстати, когда мы приезжали в Челябинск уже с сыном, дышать было гораздо легче. Не знаю, что это было: то ли погода была другая, более ветреная, то ли на самом деле ситуация улучшилась. Очень бы хотелось приезжать в родной город и не переживать, сможем ли мы дышать после экологически чистого Крита.
Мария Петрова
Ставьте лайк и делитесь интересной статьей в соцсетях. Подписывайтесь на мой канал “Крит с оливковым маслом”, а также на инстаграм, где еще больше интересного о жизни в Греции.