Сейчас в Интернете есть целые каналы, посвященные разбору "ляпов" в известных фильмах. Смотреть иногда очень смешно, особенно если комментарии остроумные.
Но что интересно: в одних фильмов этих ляпов десятки - а целые поколения зрителей смотрят их с неизменным удовольствием. А другим не прощаются даже небольшие шероховатости сюжета и исполнения. Почему так?
Мне кажется, что секрет благосклонности зрителей к сюжетных и технических нестыковкам во многих фильмах - в динамичности сюжета, переключении внимания зрителей и достоверности основных переживаний. Нам некогда раздумывать над деталями. События идут быстро и густо. Наше внимание уже впереди - что там дальше? Или в данный момент мы падаем в бездну таких эмоций, что вообще не замечаем деталей.
Возьмем для примера чудесные, всеми любимые фильмы Эльдара Рязанова.
"Гусарская баллада". Эпизод в родном доме Шурочки, где расположился французский штаб. Шурочка пробирается туда на разведку в форме пленного офицера.
Смотрим внимательно. В поместье наверняка заготовлено вдоволь дров - есть, чем топить печи. На улице горят многочисленные костры. Однако французы-офицеры топят... книгами. Да еще и сами вздыхают по этому поводу.
Корнель... печатано в Париже!
Не знал я, что бумага так горит...
Это допущение понятно - создается образ захватчика, не уважающего культуру побежденных и оставляющего после себя погром и пожарище.
Но! Мы находимся в прихожей - дверь туда ведет непосредственно с улицы, отсюда же ведет лестница на второй этаж. Здесь камина не должно быть - его место в гостиной! Не принято было в России отапливать открытым огнем помещения, сообщающиеся с улицей - трудно отладить тягу и никаких дров не напасешься.
Но никто из зрителей просто не успевает к этому прицепиться! Потому что интересно другое: раскроют Шурочку или нет, как она выкрутится при разоблачениях, которые следуют одно за другим, успеют ли ее спасти... Не до мелочей!
Кстати, самые наблюдательные зрители еще и бутылочным этикеткам пригляделись... Причем в кадре, приведенном выше, бутылки стоят в другом порядке.
Фильм «Жестокий романс». Эпизод со стрельбой по стакану и часам.
Как его ни пересматривай, все равно не понятно - чей там был револьвер и почему все так небрежны? Вот прямо по кадрам:
- Паратов не дает гостю-офицеру пригласить Ларису на танец и предлагает ему поиграть в стрелялки - кобуры ни на ком нет;
- Офицер выходит во двор уже с револьвером в руке. Ну допустим, что он пришел во всеоружии на дружескую вечеринку, кобура висела вместе с шинелью в прихожей.
- Стреляет, кладет оружие на садовый столик. Заметьте, не убирает!
- Револьвер берет для выстрела Паратов. Осматривает внимательно (стало быть, не его). Офицер не возражает.
- Паратов удачно стреляет, также кладет оружие на стол.
- Офицер аплодирует, берет дам под ручки и уходит в дом, рассказывая им байки "а вот у нас на Кавказе тоже случай был...". О судьбе оружия он не заботится.
- Паратов вновь кладет револьвер на стол, уходит с Ларисой.
- Карандышев берет со стола, неудачно обращается, роняет, убегает.
Все. Никто не пошел искать заряженный револьвер, валяющийся за сараем. Ничего себе так, да?
Ляп? - Бесспорно! Но никто из зрителей и критиков никогда к этому не цепляется! Почему? А потому, что внимание направлено на другое. Попадет - не попадет? Кто выиграет эту битву самолюбий? Какой ценой? Как далеко эти самцы зайдут в утверждении своего альфа-статуса? И когда эпизод заканчивается без смертоубийства, то зрители, следом за героями фильма, облегченно выдыхают. Им уже нет дела до какого-то неудачника, а тем более до реквизита.
Короче, хорошее кино во многом сродни хорошему фокусу. Зритель согласен быть обманутым, но только будьте любезны сделать это мастерски!
П.С. В "Жестоком романсе" есть еще интересный ляп, но не сюжетный, а технический. И этот ляп очень украсил фильм!
Момент, когда Паратов после удачного выстрела соперника стряхивает со шляпы осколки стакана и поднимает голову. Какой взгляд! Ясно, что зверя разозлили по-настоящему, добродушные игры закончились и теперь он не остановится ни перед чем! Я раньше думала - ай, молодец, как сыграл хорошо!
Оказалось, что все проще: на этом дубле пиротехники положили в стакан слишком сильный заряд. Стакан-то разлетелся красиво, но и актер крепко получил по кумполу. Так что на экране мы видим настоящую злость Михалкова, а не изображение чувств его героя. Но ведь здорово вышло, правда?
Еще о фильме "Жестокий романс" можно почитать здесь:
Часть 1: О чем история? Часть 2: Паратов и его прототип Часть3: Шанс счастливого финала? Часть3а: исход игры в орлянку Часть4: Вожеватов - молодой и опасный Часть5: Кнуров - старый мастер
Часть 6: Не слишком ли мы строги к Карандышеву? Часть7: Во власти страсти Часть8: Женщины в жестоком мире