Найти тему
4g63t_Garage

Рассказываю про 5 технологий Формулы-1, которые пришли в обычные автомобили!

Оглавление

Всем добрый день, доброй ночи, где бы вы ни находились!

Классное ощущение знать, что даже в вашем автомобиле есть некоторые вещи, которые имеют корни от самой Формулы-1.

Причем это как целые системы, которые породили новый вид автомобилей, так и совсем простые опции, которые для нас в привычной жизни стали совсем незаметными.

Поэтому пойдем от простого к сложному, заваривайте чай/кофе, открывайте печеньки, обещаю - будет интересно!

1. Зеркало заднего вида

На фото взгляд легенды Формулы-1 21-го века - Михаэля Шумахера (Фото взято из Google)
На фото взгляд легенды Формулы-1 21-го века - Михаэля Шумахера (Фото взято из Google)

Первое зеркало на автомобилях Формулы-1 (А с 50-х по 80-е чемпионат назывался просто "Чемпионат мира для гонщиков") появились, когда только появились первые гонки.

И нет, как бы глупо не звучало, существовало зеркало вовсе не для правильной парковки в бокс или на парковочное место.

Как многие, я думаю, уже успели догадаться - зеркало было нужно, что в нужный момент заблокировать движение сопернику.
Однако, приписывать заднее зеркало к Формуле-1 я бы не стал, первое зеркало заднего вида тоже появилось на гоночном автомобиле, но в 1911 году, скорее Формула-1 смогла его популяризировать.

2. Дисковые и карбоно-керамические тормоза

Тут, скорее дисковые тормоза стали популяризироваться Формулой-1, все-таки почти одновременно они были установлены на болиды команды Jaguar, а чуть позже, первыми на гражданский авто, это сделали французы - Citroen. (Фото взято из Google)
Тут, скорее дисковые тормоза стали популяризироваться Формулой-1, все-таки почти одновременно они были установлены на болиды команды Jaguar, а чуть позже, первыми на гражданский авто, это сделали французы - Citroen. (Фото взято из Google)

С ростом скорости и мощности стало понятно, что барабанной конструкции недостаточно, поэтому первыми технологию дисковых тормозов внедрили в далеком 1951 году на машину «БРМ» Type 15. Команда приняла участие далеко не во всех заездах сезона — но усилиями Реджа Парнелла взяла четвертое и пятое места.

А вот в 1953 уже дисковые тормоза были поставлены командой Jaguar на болид C-Type, который учавствовал в Ле-Мане и одержал там первое место.

На гражданский автомобиль первая дисковая тормозная система была установлена в 1955 году. На автомобиль Citroen DS.
Citroen DS (фото взято из Google)
Citroen DS (фото взято из Google)

3. Автоматическая коробка передач (секвентальная)

Первый шаг создать секвентальную коробку передач (которая не требует нажатия сцепления для подбора передачи), был сделан еще в далеком 1968 году. "Уильямс" тогда создал прототип данной коробки, но она не была слишком надежной, хоть и вполне себе функционировала.

Но работу над проектом перехватила Ferrari, которая в 1989 году на свой болид F1/89 (на фото) сделала надежную секвентальную коробку на однодисковом сцеплении. (Фото взято из Google)
Но работу над проектом перехватила Ferrari, которая в 1989 году на свой болид F1/89 (на фото) сделала надежную секвентальную коробку на однодисковом сцеплении. (Фото взято из Google)

"Уильмс" выпустил свою коробку в 1991, но проиграл чемпионат "Макларену" из-за ужасной ненадежности решения на первых Гран-при.

Так что неудивительно, что первая роботизированная коробка с одним сцеплением оказалась именно на автомобиле Ferrari F355 F1.
На фото F355. Но технология Формулы-1 позже подарила нам в 2008-ом году и технологию с двумя сцеплениями, в основу которой легла изначальная разработка Ferrari. В 2008-ом Volkswagen представил электро-гидравлическую систему двойного сцепления - по простому "робот с двумя сцеплениями". (Фото взято из Google)
На фото F355. Но технология Формулы-1 позже подарила нам в 2008-ом году и технологию с двумя сцеплениями, в основу которой легла изначальная разработка Ferrari. В 2008-ом Volkswagen представил электро-гидравлическую систему двойного сцепления - по простому "робот с двумя сцеплениями". (Фото взято из Google)

4. Launch Control (Лаунч-Контроль)

В 1985-ом году на болиде  Renault RE60 F1 был поставлен первый ЭБУ, который хранил информацию на специальном дискете. Благодаря телеметрии инженеры могли менять настройки автомобиля, пока он находился на трассе, то есть, совершать корректировки. (Фото взято из Google)
В 1985-ом году на болиде Renault RE60 F1 был поставлен первый ЭБУ, который хранил информацию на специальном дискете. Благодаря телеметрии инженеры могли менять настройки автомобиля, пока он находился на трассе, то есть, совершать корректировки. (Фото взято из Google)

Среди электронных систем управления были и та же самая полуавтоматическая трансмиссия, ABS (Которая, кстати тоже пришла в наши авто от Формулы-1, но это не столь интересно) система контроля тяги и настройка подвески.

И Renault был, по-факту, первыми, т.к. похожая система появится только у "Уильямса" в 1993-ем, но уже в 1994-ом году FIA запретит данную тенденцию, т.к. это снижает требуемые навыки пилота.

Все это вернулось в 2001-ом году на Гран-при Испании, но позже опять было запрещено в 2004-ом в связи с экономией.

Launch-Control помогает подобрать идеальные обороты на старте для максимально быстрого разгона, то есть, держа две педали, на полном газу, достигаются определенные обороты и затем автомобиль уходит в точку.
К сожалению, прям точной информации, кто был первым среди гражданских авто - я не нашел, я лично думаю, что это было в 2003-ем году на BMW M5 E60. У нее и мотор был спроектирован на основе болида "Уильямса", которому мотор V10 сделало M-Group, да и у Ferrari и Porsche, что-то я не припомню лаунча в начале 00-х. (Фото взято из Google)
К сожалению, прям точной информации, кто был первым среди гражданских авто - я не нашел, я лично думаю, что это было в 2003-ем году на BMW M5 E60. У нее и мотор был спроектирован на основе болида "Уильямса", которому мотор V10 сделало M-Group, да и у Ferrari и Porsche, что-то я не припомню лаунча в начале 00-х. (Фото взято из Google)

5. Система рекуперации, как зародыш гибридных автомобилей.

Система KERS впервые появилась в 2009-ом году на болиде Ferrari F60. Суть была в том, что в болид дополнительно был установлен электродвигатель, который, при нажатии на кнопку, давал дополнительную мощность болиду.

Энергия накапливалась при торможении болида, тем самым энергия трения рекуперируется в кинетическую энергию и наоборот.

С ее появлением началось не мало споров по поводу невысокой надежности и высокой стоимости. Но в 2011-ом году "Уильямс" начал поставлять уже свои системы накопления энергии для Porsche и Audi.
С ее появлением началось не мало споров по поводу невысокой надежности и высокой стоимости. Но в 2011-ом году "Уильямс" начал поставлять уже свои системы накопления энергии для Porsche и Audi.

А в 2014-ом году уже началось тестирование данной системы для лондонских автобусов и адаптировать для трамваев.

Но, если говорить про автомобили, то тут первыми, однозначно, были BMW с их нереально крутой BMW i8.
К сожалению, BMW i8 уже снята с производства. Но, именно она была представлена концептом в 2009-ом, а серийно вышла уже в в 2013-ом. Благодаря тому, что многие автопроизводители развивали данную технологию, она так быстро прижилась в современных гибридных автомобилях!
К сожалению, BMW i8 уже снята с производства. Но, именно она была представлена концептом в 2009-ом, а серийно вышла уже в в 2013-ом. Благодаря тому, что многие автопроизводители развивали данную технологию, она так быстро прижилась в современных гибридных автомобилях!

Спасибо вам, что дочитали до конца! Понравилась статья? -Подписывайтесь на канал, ставьте лайк - пишите комментарии! Ни гвоздя, ни жезла!