Всем добрый день, доброй ночи, где бы вы ни находились!
Классное ощущение знать, что даже в вашем автомобиле есть некоторые вещи, которые имеют корни от самой Формулы-1.
Причем это как целые системы, которые породили новый вид автомобилей, так и совсем простые опции, которые для нас в привычной жизни стали совсем незаметными.
Поэтому пойдем от простого к сложному, заваривайте чай/кофе, открывайте печеньки, обещаю - будет интересно!
1. Зеркало заднего вида
Первое зеркало на автомобилях Формулы-1 (А с 50-х по 80-е чемпионат назывался просто "Чемпионат мира для гонщиков") появились, когда только появились первые гонки.
И нет, как бы глупо не звучало, существовало зеркало вовсе не для правильной парковки в бокс или на парковочное место.
Как многие, я думаю, уже успели догадаться - зеркало было нужно, что в нужный момент заблокировать движение сопернику.
Однако, приписывать заднее зеркало к Формуле-1 я бы не стал, первое зеркало заднего вида тоже появилось на гоночном автомобиле, но в 1911 году, скорее Формула-1 смогла его популяризировать.
2. Дисковые и карбоно-керамические тормоза
С ростом скорости и мощности стало понятно, что барабанной конструкции недостаточно, поэтому первыми технологию дисковых тормозов внедрили в далеком 1951 году на машину «БРМ» Type 15. Команда приняла участие далеко не во всех заездах сезона — но усилиями Реджа Парнелла взяла четвертое и пятое места.
А вот в 1953 уже дисковые тормоза были поставлены командой Jaguar на болид C-Type, который учавствовал в Ле-Мане и одержал там первое место.
На гражданский автомобиль первая дисковая тормозная система была установлена в 1955 году. На автомобиль Citroen DS.
3. Автоматическая коробка передач (секвентальная)
Первый шаг создать секвентальную коробку передач (которая не требует нажатия сцепления для подбора передачи), был сделан еще в далеком 1968 году. "Уильямс" тогда создал прототип данной коробки, но она не была слишком надежной, хоть и вполне себе функционировала.
"Уильмс" выпустил свою коробку в 1991, но проиграл чемпионат "Макларену" из-за ужасной ненадежности решения на первых Гран-при.
Так что неудивительно, что первая роботизированная коробка с одним сцеплением оказалась именно на автомобиле Ferrari F355 F1.
4. Launch Control (Лаунч-Контроль)
Среди электронных систем управления были и та же самая полуавтоматическая трансмиссия, ABS (Которая, кстати тоже пришла в наши авто от Формулы-1, но это не столь интересно) система контроля тяги и настройка подвески.
И Renault был, по-факту, первыми, т.к. похожая система появится только у "Уильямса" в 1993-ем, но уже в 1994-ом году FIA запретит данную тенденцию, т.к. это снижает требуемые навыки пилота.
Все это вернулось в 2001-ом году на Гран-при Испании, но позже опять было запрещено в 2004-ом в связи с экономией.
Launch-Control помогает подобрать идеальные обороты на старте для максимально быстрого разгона, то есть, держа две педали, на полном газу, достигаются определенные обороты и затем автомобиль уходит в точку.
5. Система рекуперации, как зародыш гибридных автомобилей.
Система KERS впервые появилась в 2009-ом году на болиде Ferrari F60. Суть была в том, что в болид дополнительно был установлен электродвигатель, который, при нажатии на кнопку, давал дополнительную мощность болиду.
Энергия накапливалась при торможении болида, тем самым энергия трения рекуперируется в кинетическую энергию и наоборот.
А в 2014-ом году уже началось тестирование данной системы для лондонских автобусов и адаптировать для трамваев.
Но, если говорить про автомобили, то тут первыми, однозначно, были BMW с их нереально крутой BMW i8.