Последнее время все чаще родители жалуются на неадекватные требования по отношению к их ребенку. Ваш ребенок должен… Ну, во-первых, не должен. А во-вторых, чтобы оценить адекватность или неадекватность требований к ребенку, родителю хорошо бы знать основные возрастные маркеры развития ребенка.
Много вопросов от родителей касалось освоения ребенком времени. Предлагаю разобраться.
#Ребенок осваивает время не сразу и не вдруг. Это происходит поэтапно. И на каждом этапе есть свои достижения.
Согласно исследованиям Луиса Эймса #развитие временных представлений в онтогенезе проходит следующие этапы. Надо отметить, что на нижней возрастной границе появляются первые, случайно используемые понятия, а к верхней границе временного промежутка в норме ребенок начинает осознанно использовать понятия времени.
- с 3 до 4 лет ребенок осваивает понятие своего возраста, в три года он называет, сколько ему лет, а в четыре уже может спрогнозировать сколько будет;
- с 4 до 7 лет ребенок осваивает понятия времен года и их последовательности;
- с 5 до 8 лет ребенок осваивает понятия суток и их частей, а также дни недели и их последовательность; при этом в 4 года – это понимание день-ночь, с 5 лет какой сегодня день недели, с 7 лет ребенку доступно понимание того, во сколько начинается утро или день;
- с 7 до 9 лет ребенок осваивает месяцы и их последовательность, понятие года доступно примерно с 8 лет.
Освоение временных представлений имеет прямую взаимосвязь с уровнем речевого развития ребенка. Установлена корреляция, если в четыре года ребенок может дифференцировать утро и день, то определение месяца, времени года будет доступно примерно к 7 годам.
Что важно учитывать при формировании временных представлений у ребенка?
- Выстройте систему при обучении, у ребенка должна выстроиться временная структура.
- Уделите достаточно внимания дифференциации признаков времён года, частей суток и иных временных категорий.
- Обратите внимание на понимание движения во времени, скорости движения, последовательности событий во времени.
- Важно научить ребенка ощущать и переживать время.
- Направляйте внимание ребенка на особенности жизни людей в зависимости от времени года, дня недели, частью суток.
- Познакомьте дошкольника со свойствами времени: длительностью и необратимостью.
- Интегрируйте знания ребенка в жизнь.
Будьте здоровы!
Еще про развитие ребенка читайте в статье "Раскрываю секреты письменной речи"