Дисклеймер:
Обзор может содержать мнение, отличающееся от вашего, а также незначительные спойлеры!
Как мы не защищаемся от внешних врагов, нас всегда подводят внутренние.
Альфред Бестер, "Тигр! Тигр!"
Мы помним только прошедшее. Мы никогда не узнаем его, если вдруг встретим. Воспоминания остаются на месте, а время движется вперед, и они расходятся навсегда.
Альфред Бестер, "Время предатель"
Это не спойлеры, просто вы все уже читали эту книгу.
Роман "Эшер" напомнил мне такие книги как "Тигр! Тигр!" Альфреда Бестера или "Львы Эльдорадо" Франсиса Корсака, и даже немного "Луну трех колец" Андрэ Нортон. Все дело в мире. Далекое и несомненно светлое будущее, где люди могут вспоминать свои прежние жизни. Преступлений практически нет, внешних врагов не наблюдается, внутренних (казалось бы) тоже. Живи и радуйся! И молодой человек по имени Эшер и хотел бы жить и радоваться, но приключения напали неожиданно, замаскировавшись под милую девушку Тату. Но об этом чуть позже и подробнее.
Мироустройство
Местное мироустройство сильно выбивается из того, что рисуют современные авторы, скорее ближе к фантастике, ставшей уже классикой. Это не плохо, просто для меня было немного неожиданно. Но красиво - здешний мир очень красив.
Например, солнцепсы - мне они представляются такими огненными скатами. (и напомнило рассказ Э. Гамильтона "Дети звезд")
Потом базар на Венере - этакий привет из сказочного востока.
И дальше - больше подобных мелочей, из-за которых получаем очень уютный мир. Но это только на планетах, которые близко к Земле.
В колониях, особенно удаленных, все не так радужно. Так на Амисе детскими смертями никого не удивишь. И не только Амис, но и другие колонии живут замкнуто, пуская на поверхность только торговцев.
Все это в целом дает довольно контрастную картину, и подобная разобщенность центра и колоний характерна для цивилизации, переживающей не лучшие свои годы, несмотря на внешний лоск.
Фантдоп
Тема реинкарнаций и памяти прошлых жизней использовались разными фантастами. При прочтении аннотации я в первую очередь вспомнил "Город" Артура Кларка. Но в "Эшере" здесь не просто воспоминания прошлых перерождений, имеют место быть некие энергетические линии, которые оставляют после себя живые существа. И с помощью открытия ученого Брого Тума люди могли вспоминать о своих прошлых воплощениях, не все досконально, но значительно много. Так в самом начале ребенок спрашивает Эшера, читал ли тот его книгу? И этот же ребенок уже планирует работу над следующей.
Тут даже смертные казни под это заточены: не хотят, чтобы ты возрождался, сажают в капсулу и пуляют далеко в космос, чтобы твоей энергетической линии не было в ком переродиться.
Идея мне понравилась, интересная.
Сюжет
Вот тут смело можно делить на две части: до того, как Эшер вспомнил кем он был раньше, и после.
Причем если "До" для меня смотрелось как обычное приключалово, этакий бег с препятствиями, где заранее ожидался счастливый финал, потому что по закону жанра должен был быть именно он, то вот "После" идет совсем другая история, при этом первая часть пересматривается сквозь призму второй. И хотя Эшер остается добрым вьюношей, все равно смотрится уже по-другому.
*прям так и хочется запилить сюда мем с Джорджем Мартином "А когда она ушла на работу, я залез к ней в дом и написал прошлую жизнь Эшера"*
Плюсом, что воспоминания нисколько не облегчили жизнь главному герою, даже наоборот. Потому что иначе было бы скучно.
Герои
Здесь имеем парочку главных героев - самого Эшера и его новоиспеченную подругу Тату. К ним еще частенько присоединяется Пьетро Эрмин, юный наследник одного из богатейших семейств земной цивилизации этого времени.
Эшер поначалу кажется немного инфантильным, особенно после того как только что встреченная Тата им буквально манипулирует. Дальше события проносятся довольно быстро, что герой толком и не успевает раскрыться, хотя подробностей из его жизни мы узнаем достаточно. Мне лично понравились воспоминания о жизни в монастыре на Земле. А вот после Амиса Эшер очень хорошо раскрывается, пусть и старается не быть похожим на свою предыдущую реинкарнацию, но значительно взрослеет. И решения принимает уже сам.
Тата изначально странная, больше похожа на подставное лицо Порядка или хуже того - на дурочку. И потом не особо лучше, хотя факт, открытый в самом финале, довольно шокирующий что ли. Неожиданный так точно.
АХТУНГ! Тут раскрытие одной из тайн! Или даже двух!
Пьетро получился прелестный шалопаем. Честно. Да, не в меру избалованным, не в меру самоуверенным, но таким обояшкой. Этакий маскот истории.
Еще один ахтунг! НЕ читать, если хотите читать книгу.
Но! Я вот нифига не согласен с тем, что его родители так легко согласились с вариантом, что именно он будет агнцем на заклание во имя великой цели. Серьезно, это ж блин ребенок! И это как раз такой момент, когда и я, и мой друг Станиславский кричим: Не верю!" Вот.
Главный злодей - система Порядок и Красс в частности - тут даже не злодеи, а просто обычная система правоохранительных органов и власти заодно. Просто никаких врагов у человечество не было и не намечалось - ни внутренних, ни внешних. Ибо других цивилизаций они не встретили, а последняя войная с колониями была (как я понял) очень и очень давно. Ну вот собственно и расслабились, и как результат противились всему, что их из расслабленного состояния пыталось вывести. То бишь не Зло, а Лень. Как-то так.
Отдельно хочется отметить отца-настоятеля ордена Потока. Я прям представил такого далай-ламу, ибо все в нем и в монастыре сквозит буддизмом. Приятный герой.
Итого: Добротный роман с интересным фантдопом, легкий и написан хорошим языком. Кровь/кишки и прочие ужасти отсутствуют, но есть приключения, дружба и вопросы совести. Любителям классической фантастики рекомендую.