Найти в Дзене

Трамп еще вернется. Вместе с миллионами американцев

Мы наблюдаем события, которые относятся к категории "если бы их не было, их следовало бы выдумать". Ну что-то вроде "дела Бейлиса" которое вошло в историю, как аватар, говоря современным языком, фундаментального, исторически значимого социального процесса.

Я говорю о скандальном поведении операторов социальных сетей, в частности, Твиттера и Гугла, отбросивших не только последние маскировочные одежды, но и фиговые листки, и показавших свою подлинную сущность.

То, о чем социальные философы и социальные психологи говорили весь двадцатый век, продемонстрировало себя ярко. грубо, зримо. Речь идет о феномене под названием "массовое сознание", которое перед нами предстает чаще всего в специфической своей форме - общественного мнения.

Если говорить совсем коротко, то массовое сознание – это сознание тех, у кого его нет. Рабочих, крестьян, интеллигентов, бизнесменов, домохозяек, студентов (представителей разных социальных групп с разными интересами, а значит и идеологическими установками, политическими пристрастиями) легко превращаются в «массу» при некоторых условиях. Первое – если между ними возникают быстрые, эффективные и объемные массовые коммуникации. Второе – если они попадают в ситуацию кризиса.

В этой ситуации люди забывают собственное сознание теряют и легко приобретают чужое, подкинутое извне, чаще всего поверхностное и ложное.

Поведение людей в массе становится импульсивным, эмоциональным, некритичным, подражательным. То есть по принципу – «все побежали, и я побежал…».

К концу двадцатого века вот этот самый первый фактор – массовые коммуникации, вырос взрывоопасным образом: объем массовой информации, плотность информационного потока выросли многократно. Но самое главное – сам характер информации, она благодаря несложным техническим решениям стала визуализированной, то есть легкоусвояемой. Необходимость напрягать мозги, чтобы понять, чего там пишут в газетах, была еще в первой половине двадцатого века. Во второй половине мозги уже можно было оставить в покое – смотри в телеящик и воспринимай готовенькое.

Но самый мощный рывок произошел при появлении интернет-технологий – спасения от информационного воздействия не стало нигде, ни на один миг.

Когда Твиттер принялся отключать от собственного инструментария всех, кого посчитал инакомыслящими, и даже самого президента Трампа, он невольно проговорил истину – власть в стране принадлежит тому, кто может манипулировать сознанием людей, превращая их в стадо. Если раньше для этого требовались огромные организационные усилия, то теперь всю работу выполняют средства массовой коммуникации.

Необходимость совершать «поквартирный обход», чтобы убедить людей в своей политической позиции, а также собирать их на площадях, выпускать перед ними ораторов и распорядителей с кричалками, фактически отпала. Все это можно сделать в виртуальном пространстве. На улицы теперь уже выходит толпа, чтобы совершать действия – громить магазины, жечь покрышки, захватывать административные здания…

Эра классической выборной демократии закончилась.

Теперь вопрос о власти наполовину решается тем, какие информационно-коммуникационные ресурсы использовались перед голосованием. «Наполовину» - потому что после голосования еще ничего окончательно не решено, проигравшие могут заново «промыть мозги» и сотворить цветную революцию.

Человеческое общество стоит перед историческим вызовом – теперь с точки зрения мыслящего гражданина любая власть в каком угодно «сияющем граде на холме» - не совсем законна.

И красноречивая иллюстрация этого факта – улетающий из Белого дома Трамп, так и не признавший законность нового президента Байдена вместе с 75-ю миллионами американцев.

Они еще вернутся.

(с) Владимир Вольвач