Самый громкий крик - тишина, самый яркий цвет - ночь.
Пикник, "Самый громкий крик - тишина"
Дисклеймер:
Обзор может содержать мнение, отличающееся от вашего, а также незначительные спойлеры!
А начну я с вопроса в зал. Как долго вы можете не писать? Чтоб вот прям вообще не писать, сюжет не продумывать и в случайных прохожих во время прогулки не искать персонажей. А как легко вам пишется? Испытываете ли вы муки творчества? Или может быть тяжко от того, что вас не читают?
А теперь представьте себе, что где-то есть государство, в котором писать - ваша прямая обязанность. Где вас этому учат с детства. Где множество литературных вечером и всяческих форумов. Где вас прочтет минимум Эткон, да и редактора найти гораздо проще, да он сам вас найдет! И прочее, и прочее, и прочее. Рай, да?
Нет, не рай. И об этом рассказывает роман "Десять минут чужой музыки".
Речь пойдет об Объединенной Лингвистической республике, где не писать является преступлением. Казалось бы, чего еще для счастья надо, особенно для нас - проэтов и прозайчиков. Но нельзя забывать про прокрастинацию - потому что не Пушкин ваше все, а она самая. И моя тоже, да. Вот ее родимую и дарит всем главная героиня романа.
Ладно, вру конечно. Не прокрастинацию, а тишину. Возможность молчать. И момент дарения делит книгу на две части - до и после. И на фоне этих событий показываются жизни героев романа: как они жили раньше, как они живут теперь. Плюс попытки этих самых героев разобраться в том, что же на самом деле произошло.
Возможно кому-то сюжет может показаться запутанным, словно автор собрал все свои наработки по персонажам, истории мира и событиям, высыпал их на "бумагу". Но самом деле из всего этого получилась красивая и интригующая мозаика, разбираясь в которой я понял, что не смогу спать, если не пойму, что ж там случилось на самом деле.
Читается легко, тайна произошедшего увлекает и хочется самостоятельно разобраться, что же было. В тексте активно используются метафоры, аллюзии, штампы. Причем не просто как лит. прием, а как равноправный герой происходящего: когда герои думаю или говорят, они частенько говорят/думают - а не штамп ли это?
Был там очень милый момент, когда дети с учительницей на улице подбирали метафору к дереву. Или еще когда Яна и Антон (главные герои) думали использовать Аду, чтобы спасти своего брата Алекса.
И не могу не отметить прекрасную отсылку к отношениям Автор/Читатель, где дети на уроке обсуждали книгу, а автор уже был мертв.
События поданы в двух временных линиях: до революции и после нее, раскрывая произошедшее во время "и" постепенно, показывая историю с разных точек зрения. А также дается предыстория главных героев задолго до. Главы начинаются с "официальных документов", а потом показываются события как они есть. Возможно, для кого-то подобная подача покажется путанной, но здесь иначе нельзя - потеряется шарм книги, ее непередаваемая атмосфера.
Герои во время до событий на Скале живут по романному времени и занимаются поиском Автора. Не то, что реальные авторы, все поиском читателей обеспокоены
После событий на Скале романное время отменили, но здесь оно как религия, его нельзя так просто вычеркнуть из прозы жизни. И в мыслях своих герои все равно обращаются к Автору.
Забавно смотрится, когда герои воспринимают свою жизнь как сюжет. Как будто они знают, что находятся в книге. И все эти сравнения событий со штампами и прочей литературщиной очень органично смотрятся.
Так же здесь очень много отсылок к реальным литературным произведениям, стихов (авторских судя по всему). По стилю мне напомнило Стругацких. Есть что-то такое: с одной стороны безысходность, с другой возвышенность и вдохновение. Одновременно хочется писать стихи и молчать, как будто я сам побывал там на Скале. Атмосферно, да.
Герои романа или про кого тут есть:
Яна Розова - девушка с уникальным чувством слова, которая устала от творящегося вокруг беспредела писателей-соотечественников. Поначалу она стала пропускать лит.вечера, потом уехала в творческий отпуск и вернулась оттуда с идеей молчания.
Александр Розов - глава Эткона, старший брат Яны. Мегамозг, просчитал события в книге, которые случились "после". Ослеп во время локальной войны, из-за чего пытался покончить с собой. Был женат на Аде Ставицкой, которую искренне любил.
Весь сюжет крутится вокруг Розовых, остальные так или иначе относятся к ним: друзья/недруги, соратники по секте, сотрудники института, где работала Яна. Характеры тщательно выписаны, поступки мотивированы. Частенько обыгрываются какие-нибудь особенные фразы, характерные для того или иного героя. Например, у Яны это фраза, связанная с зеленой черепашкой. У Полины - "Хочешь чупа-чупс?"
Плюс герои неоднозначны. Они совершают как хорошие, так и плохие поступки. В чем-то их хочется осудить, в чем-то поддержать. И это прекрасно - ибо они живые.
Финала тут два: эпилог и ложный эпилог. Интересная идея с этим ложным эпилогом. Думаю, тем, кому хоть раз было жалко своих героев, идея понравится:
Вот наверное можно и итоги подводить. Книга мне понравилась, только в отличие от анса мне понадобятся два печатных экземпляра: один на полку, второй - выделять цитаты разными маркерами, делать закладки и перелистывать-перечитывать-трепать в руках.
А еще я бы эту книжку сделал обязательной для всех начписов. Ну а вдруг?
Итого: Так о чем же книга? О том, писать или не писать? Или может о человеческих отношениях? Как по мне, так обо всем сразу. И конечно же она о писателях. Писателям о писателях. Познавательно, поучительно, грустно и весело одновременно. Потому и советую ее почитать.