Найти тему

Как бы повлияли на вас десять минут чужой музыки?

Самый громкий крик - тишина, самый яркий цвет - ночь.

Пикник, "Самый громкий крик - тишина"

Дисклеймер:

Обзор может содержать мнение, отличающееся от вашего, а также незначительные спойлеры!

А начну я с вопроса в зал. Как долго вы можете не писать? Чтоб вот прям вообще не писать, сюжет не продумывать и в случайных прохожих во время прогулки не искать персонажей. А как легко вам пишется? Испытываете ли вы муки творчества? Или может быть тяжко от того, что вас не читают?

А теперь представьте себе, что где-то есть государство, в котором писать - ваша прямая обязанность. Где вас этому учат с детства. Где множество литературных вечером и всяческих форумов. Где вас прочтет минимум Эткон, да и редактора найти гораздо проще, да он сам вас найдет! И прочее, и прочее, и прочее. Рай, да?

Нет, не рай. И об этом рассказывает роман "Десять минут чужой музыки".

Речь пойдет об Объединенной Лингвистической республике, где не писать является преступлением. Казалось бы, чего еще для счастья надо, особенно для нас - проэтов и прозайчиков. Но нельзя забывать про прокрастинацию - потому что не Пушкин ваше все, а она самая. И моя тоже, да. Вот ее родимую и дарит всем главная героиня романа.

Ладно, вру конечно. Не прокрастинацию, а тишину. Возможность молчать. И момент дарения делит книгу на две части - до и после. И на фоне этих событий показываются жизни героев романа: как они жили раньше, как они живут теперь. Плюс попытки этих самых героев разобраться в том, что же на самом деле произошло.

Возможно кому-то сюжет может показаться запутанным, словно автор собрал все свои наработки по персонажам, истории мира и событиям, высыпал их на "бумагу". Но самом деле из всего этого получилась красивая и интригующая мозаика, разбираясь в которой я понял, что не смогу спать, если не пойму, что ж там случилось на самом деле.

Читается легко, тайна произошедшего увлекает и хочется самостоятельно разобраться, что же было. В тексте активно используются метафоры, аллюзии, штампы. Причем не просто как лит. прием, а как равноправный герой происходящего: когда герои думаю или говорят, они частенько говорят/думают - а не штамп ли это?

-2

Был там очень милый момент, когда дети с учительницей на улице подбирали метафору к дереву. Или еще когда Яна и Антон (главные герои) думали использовать Аду, чтобы спасти своего брата Алекса.

-3

И не могу не отметить прекрасную отсылку к отношениям Автор/Читатель, где дети на уроке обсуждали книгу, а автор уже был мертв.

-4

События поданы в двух временных линиях: до революции и после нее, раскрывая произошедшее во время "и" постепенно, показывая историю с разных точек зрения. А также дается предыстория главных героев задолго до. Главы начинаются с "официальных документов", а потом показываются события как они есть. Возможно, для кого-то подобная подача покажется путанной, но здесь иначе нельзя - потеряется шарм книги, ее непередаваемая атмосфера.

Герои во время до событий на Скале живут по романному времени и занимаются поиском Автора. Не то, что реальные авторы, все поиском читателей обеспокоены

-5

После событий на Скале романное время отменили, но здесь оно как религия, его нельзя так просто вычеркнуть из прозы жизни. И в мыслях своих герои все равно обращаются к Автору.

-6

Забавно смотрится, когда герои воспринимают свою жизнь как сюжет. Как будто они знают, что находятся в книге. И все эти сравнения событий со штампами и прочей литературщиной очень органично смотрятся.

Так же здесь очень много отсылок к реальным литературным произведениям, стихов (авторских судя по всему). По стилю мне напомнило Стругацких. Есть что-то такое: с одной стороны безысходность, с другой возвышенность и вдохновение. Одновременно хочется писать стихи и молчать, как будто я сам побывал там на Скале. Атмосферно, да.

Герои романа или про кого тут есть:

Яна Розова - девушка с уникальным чувством слова, которая устала от творящегося вокруг беспредела писателей-соотечественников. Поначалу она стала пропускать лит.вечера, потом уехала в творческий отпуск и вернулась оттуда с идеей молчания.

-7

Александр Розов - глава Эткона, старший брат Яны. Мегамозг, просчитал события в книге, которые случились "после". Ослеп во время локальной войны, из-за чего пытался покончить с собой. Был женат на Аде Ставицкой, которую искренне любил.

Весь сюжет крутится вокруг Розовых, остальные так или иначе относятся к ним: друзья/недруги, соратники по секте, сотрудники института, где работала Яна. Характеры тщательно выписаны, поступки мотивированы. Частенько обыгрываются какие-нибудь особенные фразы, характерные для того или иного героя. Например, у Яны это фраза, связанная с зеленой черепашкой. У Полины - "Хочешь чупа-чупс?"

Плюс герои неоднозначны. Они совершают как хорошие, так и плохие поступки. В чем-то их хочется осудить, в чем-то поддержать. И это прекрасно - ибо они живые.

Финала тут два: эпилог и ложный эпилог. Интересная идея с этим ложным эпилогом. Думаю, тем, кому хоть раз было жалко своих героев, идея понравится:

-8

Вот наверное можно и итоги подводить. Книга мне понравилась, только в отличие от анса мне понадобятся два печатных экземпляра: один на полку, второй - выделять цитаты разными маркерами, делать закладки и перелистывать-перечитывать-трепать в руках.

А еще я бы эту книжку сделал обязательной для всех начписов. Ну а вдруг?

Итого: Так о чем же книга? О том, писать или не писать? Или может о человеческих отношениях? Как по мне, так обо всем сразу. И конечно же она о писателях. Писателям о писателях. Познавательно, поучительно, грустно и весело одновременно. Потому и советую ее почитать.